Восток отбирает лучшее, что есть на Западе

На фоне кризиса ликвидности западные компании приветствуют приход больших денег из Азии и согласны мириться с тем, что котировки их акций от этого будут падать




Новость о том, что индийская автомобильная корпорация Tata Motors покупает всемирно известные британские марки "Ягуар" и "Ленд Ровер" (принадлежащие сейчас Ford Motors Company), заставила Запад вновь задуматься о росте экономического влияния Востока.

Сама по себе эта сделка, если будет завершена, не станет эпохальным событием во взаимоотношениях между западным и восточным бизнесом. Те $2,3 млрд, которые господин Ратан Тата заплатит Ford Motors Company наличными, представляют собой внушительную сумму, однако она меркнет на фоне, скажем, состоявшегося полтора года назад поглощения европейского стального гиганта Arcelor индийским концерном Mittal Steel. Тогда Лакшми Миттал "отстегнул" европейским акционерам без малого €26 миллиардов. И если в результате той сделки на мировом рынке стали появился бесспорный лидер Arcelor Mittal, то приобретение Tata Motors двух британских автопроизводителей не сильно изменит расклад сил в мировой автомобилестроительной отрасли, поскольку речь идет о компаниях, чьи дела идут неважно. Например, спрос на "Ягуары" в последние годы сократился на треть, а сумма, за которую Ford согласился продать индийцам обе марки, вдвое меньше той, за которую он сам их купил 20 лет назад.

И все же получился большой резонанс: бывшая колония покупает автомобильные марки, считающиеся национальными символами ее бывшей метрополии! Очевидно, и для Ратана Таты это вопрос не столько выгоды, сколько престижа – заполучить знаменитые, хотя и не слишком успешные сегодня бренды. Эксперты предостерегают, что "Ягуары" и "Ленд Роверы", став "индийскими", резко потеряют в престижности, но это уже не столь важно, если индийцы смогут придать им второе дыхание: пусть марка будет менее элитарной, лишь бы товар стал более ходовым. И здесь должны помочь индийские деньги.

В этом смысле сделка действительно символична. В принципе, такова подоплека большинства нынешних финансовых вливаний Востока в Запад: на фоне кризиса ликвидности западные компании (как финансовые, так и промышленные) приветствуют приход больших денег из Азии и готовы допустить людей с Востока к участию в управлении своим бизнесом. Они даже согласны мириться с тем, что котировки их акций от этого будут падать, а продукция в итоге станет более "ширпотребной" – особенно, если в долю вошли китайцы.

Инвестиционные потоки стали менять направление: они потекли из развивающихся стран в развитые. Только за последние месяцы прошлого года объем таких капиталовложений в экономику США достиг $25 миллиардов. Главным из "развивающихся инвесторов" стал Китай: чего стоит одна только сделка China International Capital Corp. (CIC) по приобретению за $5 млрд почти 10% акций одного из крупнейших в мире инвестиционных банков – Morgan Stanley. Основную роль в новом инвестировании Запада играют государственные Фонды национального благосостояния (SWF), которые, как на дрожжах, растут на внешнеторговом профиците стран, добывающих нефть, или растущих экономик, экспортирующих промышленную продукцию. Однако, как мы видим на примере тех же Tata Motors и Mittal Steel, частные компании тоже принимают в этом участие.

Впрочем, в мировой экономике все происходит взаимообразно. Начав получать капиталы с Востока, Запад отнюдь не перестал вкладывать деньги в быстрорастущие экономики Азии. В тот же Китай Соединенные Штаты инвестировали свыше $50 млрд, а всего в экономику Поднебесной вложились 450 из 500 крупнейших мировых корпораций; общий объем иностранных капиталов оценивается китайской стороной в $750 миллиардов. Сейчас, правда, инвестиционный напор несколько ослаб на фоне мирового кризиса и прогнозов грядущего замедления роста китайской экономики. Но в целом Азия по-прежнему привлекает мировой бизнес низкой себестоимостью производства, продолжаются процессы перемещения промышленных мощностей на Восток. Многие эксперты, в том числе глава Всемирного банка Роберт Зеллик, уверены, что быстрорастущие экономики Азии сыграют решающую роль в оживлении мировой экономики.

Выбор читателей