Кризис поможет столице стать лучше

Сложившаяся экономическая ситуация положительно повлияет на искусство: появятся молодые таланты с новыми яркими мыслями и идеями. Архитекторы же смогут изменить свое отношение к городу и осознать меру необходимого строительства




С наступлением финансового кризиса эксперты всецело поглощены рассуждениями о том, насколько подорожают продукты, что произойдет с ценными бумагами, драгметаллами, как происходящее отразится на ценах на недвижимость и природные ископаемые, какое количество людей окажутся без работы... Кажется, что освещены все стороны вопроса, однако о том, что произойдет с культурой, какое воздействие на эту немаловажную часть жизни человека окажет сложившаяся ситуация, говорят очень мало.

В рамках X Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fiction специалисты в различных областях искусства собрались, чтобы подискутировать на тему "Экономический кризис = расцвет культуры?" и обсудить возможное влияние кризиса на подведомственные им отрасли.

Архитектор Евгений Асс видит в финансовом кризисе положительные моменты. Он напомнил, что самые яркие проявления архитектурной мысли XX века были связаны с "бедными временами": конструктивизм существовал в нищете, в 1970 - 1980-е гг. возникла так называемая бумажная архитектура, когда люди занимались "порождением интеллектуальных продуктов". Поэтому именно сегодня есть все предпосылки для появления архитектуры новой волны. Поутихнет "архитектурная разнузданность, поскольку инвесторы не смогут нагло и бесцеремонно вторгаться в городскую среду". Темпы и объемы строительства в Москве превышают все мыслимые пределы, город с трудом выдерживает инвестиционный пресс, а жилищное строительство в столице, по мнению Асса, явление вообще антисоциальное: квартиры в домах раскуплены, но окна в них темные. "Говоря о результатах архитектурной деятельности, мы не теряем надежды на то, что благодаря финансовому кризису все-таки г...на на наших улицах будет меньше", - резюмировал Асс. Так что есть надежда, что кризис поможет архитекторам, градостроителям и муниципальным деятелям изменить отношение к городу и осознать норму, меру необходимого строительства.

Владелец галереи "Риджина" Владимир Овчаренко также чужд упаднических настроений. Он поддерживает мысль Асса о том, что приход новых людей с новыми идеями, искусством - одна из примет кризиса: "Появится больше молодых художников, которые хотят что-то сказать. Молодежь должна бунтовать, она должна высказывать свежесть". Он считает, что в сложившихся условиях "кто-то выживет, кто-то окрепнет, а кто-то стухнет".

Однако не все участники дискуссии смотрят на происходящее столь позитивно. Издатель Александр Иванов (Ad Marginem) о ситуации, условно названной кризисом, предпочитает думать в апокалиптическом русле. Для него вопрос заключается в том, насколько мы психологически подготовлены к личной бедности. По мнению Александра, через несколько месяцев образ богатства, состоятельности не будет соответствовать состоянию людей: "Россия и весь мир впали в кризис, подобный 1913 году, впереди нас ждет многолетнее и очень тяжелое испытание". Он считает, что сейчас как никогда полезно провести ревизию собственных потребностей и понять, от чего можно отказаться: ведь человек может довольствоваться малым, а самое ценное, что есть в жизни, - поддержка и общение с близкими людьми. Что касается книжного рынка, то он, по словам Иванова, обрушится, как и все другие.

Художественный руководитель театра "Практика" Эдуард Бояков придерживается взглядов главы издательства Ad Marginem. Бояков считает, что очень мало людей осознают, что произошло с миром, у подавляющего большинства, и особенно у тех, кто связан с искусством, дефиниция кризиса связана с тем, что стало меньше денег, и это абсолютно неправильно. "Ситуация в искусстве претерпевает апокалиптические изменения, поэтому говорить, что с ним будет через некоторое время очень сложно". Визуальное искусство, на его взгляд, пострадает больше всего, потому что "самый большой мыльный пузырь, безусловно, надут в изобразительном искусстве". В изобразительном искусстве, так же как и в кино, и архитектуре, некоммерческого вида деятельности почти не осталось, а в литературе она еще есть.

Выбор читателей