Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото из архива ИТАР-ТАСС |
На этом реальные кандидаты на вступление заканчиваются. И начинаются условные и гипотетические. На первом месте в этом списке Украина. В Евразийском союзе она смотрелась бы более органично, чем в Европейском, да и шансы на вступление в ТС куда выше. И пользы больше: только за счет отмены Россией экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, а также за счет снижения цены на газ до внутренней Украина экономила бы более $8 млрд в год. А сам Таможенный союз получил бы, помимо геополитических, весомые экономические дивиденды – экономию в $200 млн в год, которые он сейчас теряет из-за применяемых Украиной мер по защите рынка. В общем, всем было бы хорошо. Но киевская политическая элита вот уже третье десятилетие пытается усидеть на двух стульях – "западном" и "восточном". И когда посол Украины в России Владимир Ельченко заявил, что проблемы в ЕС подталкивают Украину к вступлению в Таможенный союз ("скорее да, чем нет"), его слова поспешили дезавуировать в МИД.
Еще меньше шансов Таможенному союзу оставляет правящая элита Молдавии. "Молдова уже сделала свой выбор в пользу европейской интеграции, и альтернативы ей нет", – заявил премьер-министр Владимир Филат на пресс-конференции по итогам переговоров с навестившим Кишинев председателем Еврокомиссии Баррозу.
Азербайджан и Узбекистан официально и однозначно заявили о нежелании присоединяться к ТС.
Непросто привлечь в интеграционное объединение даже такого верного союзника России как Армения. У нее сейчас на повестке дня – создание зоны свободной торговли с ЕС. Правда создана и рабочая группа по выработке механизмов взаимодействия с Таможенным союзом (сложность заключается еще и в том, что Армения не граничит со странами ТС).
Тем не менее евразийский проект развивается и даже делает заявку на выход за пределы бывшего СССР. Так, ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли между ТС и Вьетнамом; конечно, речь идет не о полноправном членстве, а о некоем формате "3+1", который поможет странам ТС осваивать рынки Азии. А накануне состоявшегося на прошлой неделе визита Владимира Путина в Турцию ненавязчивое приглашение вступить в Таможенный союз получила Анкара. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в интервью радиостанции "Голос России" заявил, что Таможенный союз открыт для каждого. По его словам, "интерес и желание присоединиться к союзу со стороны как можно большего количества наших соседей, включая, естественно, Турцию, будет с радостью встречено Россией".
Вообще-то, для успешного расширения любой экономический блок должен продемонстрировать свою эффективность. А у ТС с этим проблемы: если в 2010 – 2011 гг. взаимный товарооборот трех его участников рос опережающим темпами (на 30% в год), то в этом году темпы замедлились. Из чего можно сделать вывод, что причиной прежнего роста была низкая "кризисная" база торговли в 2009 году. Кроме того, в рамках ТС до сих пор полностью не унифицированы тарифы, имеется ряд исключений из общего таможенного режима, продолжают действовать внутренние пошлины (на экспорт российской нефти). Все это снижает привлекательность объединения.
Вместе с тем именно с "Таможенным – Евразийским" союзом связано все возможное будущее постсоветской интеграции. Так, недавний саммит СНГ в Ашхабаде, конечно, принял много решений (в том числе даже "Декларацию о всестороннем развитии Содружества"), однако все это напоминает имитацию жизнедеятельности организма, который на самом деле уже умер или близок к тому. Реальные же вещи обсуждались в кулуарах саммита – президентами стран-участниц ТС и "почти примкнувшим" к ним Виктором Януковичем.
Ситуация резко обострилась