Спецназ будет окрылен

Для военнослужащих ВС РФ, участвующих в спецоперациях, создаются новые эскадрильи винтокрылых машин, пилоты которых будут способны действовать в любых условиях, как и их "пассажиры" особого назначения
В каждом военном округе РФ будет создана специальная вертолетная эскадрилья для обслуживания подразделений специальных операций. По словам представителей Минобороны России, в их состав войдут машины Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5, которые могут использоваться и в качестве транспортных бортов, и как вертолеты огневой поддержки. Сообщается также, что пилоты будут проходить специальную летную подготовку для действий в сложных метеоусловиях, в ночное время и для выполнения нестандартных задач.
 
Вертолеты Ми-8 во время учений "Кавказ-2016" на полигоне Опук (ЮВО). Фото: Сергей Савостьянов/ ТАСС
 
Создание специальных вертолетных подразделений для нужд спецназа - общемировой тренд. После появления транспортных винтокрылых машин практически сразу созрела идея использования их в военных целях. Одними из первых реализовали ее американцы во Вьетнаме, создав первую кавалерийскую (аэромобильную) дивизию. С кавалерией это необычное соединение роднили только силуэты конской головы на шевронах и скрещенные сабли, наносившиеся на технику как знак отличия.
 
Основным транспортным средством соединения стали вертолеты Беll UH-1 "Ирокез". Небольшая, практически небронированная машина обладала одним преимуществом - способностью садиться и взлетать практически на любом пятачке ровной местности. Благодаря мобильности части этого соединения могли быть высажены буквально на голову вьетнамским партизанам. Оказалось, что такая тактика достаточно эффективна, особенно в войне против небольших групп противника, наносящих беспокоящие удары и отходящих в джунгли. Вскоре были разработаны некоторые тактические приемы с использованием вертолетов. Например, при преследовании отрядов противника в джунглях бойцы делились на наземную группу, которая выступала в роли загонщиков, и воздушную, которая высаживалась на пути отступающих и блокировала их или добивала врага.
 
Также выяснилось, что вертолет - идеальное средство для скрытной доставки и эвакуации небольших групп разведчиков или диверсантов. Вертолеты UH-1 обладали неплохой маневренностью, а опытные пилоты были способны вести их, касаясь посадочными стойками крон деревьев, практически сливаясь с рельефом местности. Несмотря на то что вертолеты несли ощутимые потери от огня с земли, опыт их использования признан удачным и заслуживающим дальнейшего развития. Однако недостаточно просто предоставить бойцам воздушный транспорт. Пилоты обычных подразделений, занимающихся доставкой грузов, эвакуацией раненых или огневой поддержкой, зачастую трудно адаптировались под задачи спецназа. В реальной боевой обстановке это могло привести к плачевным последствиям. Так, во время боевых действий на Фолклендских островах одна из групп британского спецназа SAS, в задачу которой входило уничтожение аргентинской авиации на аэродроме, так и не добралась до цели из-за неправильного определения места высадки и взаимной ошибки командира группы и вертолетчиков. В целях скрытности полет проходил ночью, однако, как оказалось позже, темнота как раз и стала тем фактором, который не позволил правильно определить свое местоположение.
 
В Советской армии первый опыт масштабного и активного использования вертолетов для нужд сил специальных операций пришелся на время событий в Афганистане. Для действий против караванов с оружием, которые горными тропами проникали с территории Пакистана, было принято решение использовать подразделения разведки Главного разведывательного управления Генерального штаба. Как вспоминает ветеран спецназа Сергей Козлов в своих книгах, вертолеты стали настоящей палочкой-выручалочкой для групп спецназначения. Помимо собственно доставки и эвакуации с места боевых действий, вертолеты использовались для разведки и в качестве воздушных командных пунктов. Были некоторые трудности с вертолетчиками - далеко не все из них подходили для выполнения специфических задач, тем более что командования авиации и спецназа были обособлены друг от друга, а совместные действия велись только в случае необходимости. Как таковой своей авиации у групп не было, что снижало их боевые возможности.
 
Теперь в российской армии будет использован свой опыт и зарубежный. Как обычно бывает, на отечественной почве наработки других стран не просто будут копироваться, но творчески переосмысливаться с неожиданной стороны. Конечно, будет учитываться опыт использования боевых конвертопланов Osprey, которые применяются Корпусом морской пехоты США. Пилоты из учебного центра в Торжке совместно с бойцами спецназа отрабатывали такие совместные задачи, как действия в высокогорье и высадка на Эльбрус. По некоторым данным, летчики из этого учебного центра принимали участие в боевых действиях в Сирии, а также поддерживали "вежливых людей" в республике Крым. Для пилотов и бойцов спецназа, кроме опыта отработки совместных действий, эскадрильи станут своеобразной лабораторией, где будет твориться новейший тактический опыт с использованием современных технических средств, которые сегодня устанавливаются на вертолетах.   
 
После создания отдельных эскадрилий для спецназа эта задача будет решена. К тому же наравне с Ми-8 в состав летного отряда будут включены и тяжелые вертолеты Ми-26, которые способны перевозить даже легкую технику типа бронеавтомобилей "Тигр". Таким образом, в структуре Вооруженных сил России появится еще один гибкий и эффективный боевой механизм, способный выполнять широкий круг задач не хуже, чем зарубежные визави.  

Выбор читателей