Медики убедились в опасности песка на дорогах

Противоледная обработка тротуаров и шоссе нерастворимыми средствами спасает зимой от падений и автомобильных аварий, однако приводит к аллергическим, иммунным и онкологическим заболеваниям

Смесь песка и соли, которой коммунальщики посыпают зимой дороги, приводит к гораздо более страшным последствиям, чем травмы от падений. Хронические заболевания сердца и сосудов, легких и иммунной системы – вот неполный перечень проблем, которые возникают у горожан, надышавшихся дорожной пылью. Эти выводы специалисты ряда научно-исследовательских институтов Минздрава представили Общественной палате РФ.

Фото: Komsomolskaya Pravda/ Global Look Press

В России долгое время шли споры, чем спасаться зимой от гололеда: привычным песком или непонятными химическими реагентами. Как это часто бывает, "дедовские" методы оказались живучи. При этом, отметил председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин, многие указывали на дешевизну данного противоледного средства. Однако время и финансовые подсчеты показали, что низкая стоимость песчаной обработки дорог - не более чем миф. Да, сам карьерный песок в большинстве регионов России довольно дешев. Но надо учитывать затраты на очистку ливневых сооружений весной, мытье дорог и соответствующий расход воды, оплату труда работников коммунальных служб.

Сейчас эксперты пришли к твердому мнению, что применение зимой песка и смесей на его основе не только приводит к дополнительной трате средств городских бюджетов, но и вредно с точки зрения чрезмерного негативного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан, сообщила руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Шестаченко.

С этими выводами полностью согласен вице-президент Русского географического общества, академик РАН Николай Касимов. Он убежден, что дорожная пыль является основным источником загрязнения воздуха в населенных пунктах. Образуется же эта пыль в результате посыпания тротуаров и шоссе песком.

"Поднимающаяся пыль весной может вызывать не только раздражение слизистых, но и гораздо более опасные нарушения: она разрушает легкие, сердце, а также может вызывать психические расстройства”, - подтвердил главный врач Ведомства здоровья и благополучия Финляндии Раймо Салонен.  По его словам, аналогичные данные получили исследователи в Швеции и Эстонии.

Свои анализы почвы и дорожного смета, который образуется весной вдоль проезжих частей, провели и в Северо-Западном государственном медицинском университете им. Мечникова в Санкт-Петербурге. Пробы взяли в оживленных российских городах: Санкт-Петербурге, Уфе, Челябинске и Перми. Оказалось, что 5-10% дорожного смета являются частичками шин, тормозных колодок, нефтепродуктов и сопутствующих им тяжелых металлов, а остальные процентов 90 – это песок и песчаная пыль. В результате острые частицы песка повреждают верхние дыхательные пути и водителей и пешеходов, в эти раны попадает сопутствующая грязь, и люди получают бронхиты, фиброзы, а в худшем случае - опухоли, в том числе и злокачественные. 

"В специальных воздушных камерах нами были воссозданы условия, возникающие на дороге при наступлении положительных температур: +18С и +30С с силой потока воздуха, который обычно создают автомобили. И получилось, что при наличие такого смета на дорогах, предельно допустимые максимальные разовые концентрации по пыли превышены в 80-136 раз", - поставила в известность членов комиссии Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды заведующая кафедрой общей и военной гигиены СЗГМУ им. Мечникова, профессор, доктор медицинских наук Лилия Аликбаева.

По мнению медиков, проблема загрязнения воздуха в городах дорожной пылью стоит крайне остро, поэтому следует всеми способами сокращать объемы отходов, возникающих за период борьбы с гололедицей на дорогах.

Одним из вариантов решения проблемы могут стать растворимые реагенты. Их давно используют в Европе, а в последние годы применяют в Москве. При этом "страшилки" о том, как вредна химия, не находят подтверждения. Естественно, если пользоваться качественными средствами, прошедшими сертификацию экологических служб. В столице, по словам начальника отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания человека Управления Роспотребнадзора по Москве Алексея Худобородова, используются противогололедные материалы 4 класса опасности, то есть наиболее безопасные для человека и природы. При этом, полностью растворяясь, они не создают лишней пыли, которой и так хватает на дорогах.

Комиссия Общественной палаты выслушала доводы медиков и экологов и намерена представить свои рекомендации.

Выбор читателей