Приз за лучший фильм – "Фанатик" (США)
Специальный Приз жюри – "Под кожей города" (Иран)
Приз за лучшую режиссерскую работу – Этторе Скола, фильм "Нечестное состязание" (Италия)
Приз за лучшую мужскую роль – Владимир МАШКОВ, фильм Quickie ("Давай сделаем это по-быстрому") (то ли Россия, то ли Германия)
Приз за лучшую женскую роль – Рии Миядзава (Китай), фильм "Пионовая беседка".
Это официально. Вот еще выдержка из пресс-релиза: "За 10 дней на 11 фестивальных площадках было показано более 250 полнометражных картин, которые посетило около 100 тыс. зрителей... Более сорока картин уже куплены российскими дистрибьюторами для кино- и видеопроката". Это тоже официально.
Теперь неофициально.
Так вот, звезды звездами, но главное на кинофестивале всё-таки кино. И кино было много, кино было хорошим и разным. Количество внеконкурсных программ измерялось десятками, и каждая была чем-то интересна. Возмужавшие российские прокатчики щедро вываливали на местную публику наисвежайшие мировые хиты – лауреаты Канн и Берлина. Да и кроме хитов было на что посмотреть – всегда любопытно узнать, чем живут киношники во всяких грециях, аргентинах и республиках чад. А фестиваль – практически единственная возможность этот интерес удовлетворить.
И, наконец, конкурс. Главная интрига всякого фестиваля. Что бы ни говорили снобы, конкурс в этом году был. Конечно, большинству из привезенных фильмов не нашлось бы места на главных мировых киносмотрах, но показали и вполне радикальный "Реальный вымысел" Ким Кидука, и чрезвычайно симпатичный "Чай из хризантем" Цзинь Ченя, и с виду скромный, но вполне постмодернистский норвежский "Детектор". Короче, был конкурс. При этом "Фанатик" Генри Бина победил вполне справедливо. Не потому, что самый хороший – потому, что самый резкий, самый неоднозначный, самый энергичный. Отрицающий стандарты и стереотипы, при этом однозначно качественный. То есть настоящий фестивальный фильм. И будь я на месте жюри, именно исполнителю главной роли в этом фильме, молодому актеру Райану Гослингу, а не нашей традиционно небритой звезде, отдал бы приз за лучшую мужскую роль. По-хорошему, еще стоило обидеть итальянского мэтра Этторе Сколу. Снятое им "Нечестное состязание" – без вопросов профессиональное и выверенное кино, но уж настолько вторичное, настолько предсказуемое и старомодное, что награждать его было решительно не за что. Разве только за многолетнее служение кинематографу – что, видимо, и произошло.
Отдельного слова заслуживает решение жюри Международной Федерации кинокритиков ФИПРЕССИ. Международные журналисты наградили венгерских "Слепых" режиссера Петера Тимара – "за творческое исследование границ между воображением и восприятием", и "специально упомянули" "Пионовую беседку" китайского режиссера Юньфаня – "за стилизованную интерпретацию очень деликатной темы". Что касается "Слепых", так, по-моему, это скорее явление социальное, нежели художественное, но упоминания наверное заслуживает. А вот "интерпретация деликатной темы", попросту говоря – лесбийской любви, зрелище, конечно, шикарное и изысканное, но отчаянно скучное, посему я опять соглашусь с жюри: лучшее, что было в "Пионовой беседке", – это работа исполнительницы главной роли.
Российских критиков я понимаю ровно наполовину. За что удостаивать "Специального упоминания" "Чай из хризантем" – понимаю, а за что вручать главный приз голландским "Диким Мидиям" – нет. Разве что из любви к мотоциклам и голландской тоске.
И что у нас получается в итоге. В итоге получается, что XXIII Московский международный кинофестиваль был самым приличным фестивалем за всю постсоветскую историю. Хочется надеяться, что это не случайность, а тенденция, потому что кинофестиваль, всё-таки, чрезвычайно увлекательное мероприятие. Если бы еще придумать желанную концепцию, чтобы иметь в кино свою особую нишу, а не собирать по миру то, что не успели собрать другие, – цены бы ММКФ не было.