XXIII Международный – III Михалковский

Читать в полной версии →
XXIII Московский международный кинофестиваль был самым приличным фестивалем за всю постсоветскую историю. Хочется надеяться, что это не случайность, а тенденция

30 июня завершился XXIII Московский международный кинофестиваль. Официальные итоги всем уже известны, но на всякий случай повторю:

Приз за лучший фильм"Фанатик" (США)
Специальный Приз жюри"Под кожей города" (Иран)
Приз за лучшую режиссерскую работуЭтторе Скола, фильм "Нечестное состязание" (Италия)
Приз за лучшую мужскую рольВладимир МАШКОВ, фильм Quickie ("Давай сделаем это по-быстрому") (то ли Россия, то ли Германия)
Приз за лучшую женскую рольРии Миядзава (Китай), фильм "Пионовая беседка".

Это официально. Вот еще выдержка из пресс-релиза: "За 10 дней на 11 фестивальных площадках было показано более 250 полнометражных картин, которые посетило около 100 тыс. зрителей... Более сорока картин уже куплены российскими дистрибьюторами для кино- и видеопроката". Это тоже официально.

Теперь неофициально.

XXIII ММКФ стал третьим по счету с тех пор, как за его проведение взялся Никита Михалков со товарищи. До этого, все перестроечные и постперестроечные годы Московский международный влачил жалкое существование. Каждые два года очередные патриоты, издавая молодецкие крики "не посрамим!", выбивали из госбюджета очередные, довольно немаленькие деньги и на несколько дней оживляли этого дурно пахнущего зомби. Потом всё затихало. Лишь время от времени разгорались вялые бухгалтерские скандалы. Скучное государство спрашивало – "где деньги, Зин"; фестивальщики качали головами и говорили, что овес нынче дорог. Так вот. Никита Сергеевич Михалков может нравиться или нет, его фильмы могут нравиться или нет, его политические взгляды, стиль поведения, барские замашки и физиономия могут нравиться или нет, но факт остается фактом: Михалков пытается сделать достойный фестиваль. Не всегда успешно – в прошлом году например, получилось почти так же отвратительно, как и у его предшественников, – но пытается. По крайней мере, нынче были учтены многие ошибки прошлого года (далеко не все, но тем не менее). Несколько улучшилась организация (пытаюсь быть объективным, хотя именно у меня к организаторам огромные претензии в связи с идиотскими проблемами с аккредитацией). С самого начала имелось расписание показов, каковое оставалось неизменным все 10 дней. Был каталог, были единообразные билеты. Не было громогласных объявлений о приезде Тарантино со Шварценегером, зато без всяких анонсов появились Шон Пенн и Джек Николсон, а это все-таки одни из лучших актеров Голливуда. И приехали вроде по делу – привезли картину "Обещание", где Пенн режисировал, а Николсон играл (к сожалению, это не означает, что звезды посетили Москву исключительно ради фестиваля, – утруждали они себя не слишком, в основном развлекались, кто как мог). Впрочем, по-моему скромному мнению, звезды для фестиваля совсем не главное, и если убрать из плана мероприятий торжественные проходы во фраках по синей ковровой дорожке, хуже бы не стало. Но это только мое мнение. Судя по тому, с каким жарким вниманием популярная пресса следила за приключениями Петы Уилсон, без звезд обществу скучно. Австралийская старлетка, к слову, свое появление отработала сполна, новости о ней составили добрую половину информации о фестивальной жизни – то девушка с лестницы упадет, то с бойфрендом полается, то к Путину в охрану попросится, забавница.

Так вот, звезды звездами, но главное на кинофестивале всё-таки кино. И кино было много, кино было хорошим и разным. Количество внеконкурсных программ измерялось десятками, и каждая была чем-то интересна. Возмужавшие российские прокатчики щедро вываливали на местную публику наисвежайшие мировые хиты – лауреаты Канн и Берлина. Да и кроме хитов было на что посмотреть – всегда любопытно узнать, чем живут киношники во всяких грециях, аргентинах и республиках чад. А фестиваль – практически единственная возможность этот интерес удовлетворить.

И, наконец, конкурс. Главная интрига всякого фестиваля. Что бы ни говорили снобы, конкурс в этом году был. Конечно, большинству из привезенных фильмов не нашлось бы места на главных мировых киносмотрах, но показали и вполне радикальный "Реальный вымысел" Ким Кидука, и чрезвычайно симпатичный "Чай из хризантем" Цзинь Ченя, и с виду скромный, но вполне постмодернистский норвежский "Детектор". Короче, был конкурс. При этом "Фанатик" Генри Бина победил вполне справедливо. Не потому, что самый хороший – потому, что самый резкий, самый неоднозначный, самый энергичный. Отрицающий стандарты и стереотипы, при этом однозначно качественный. То есть настоящий фестивальный фильм. И будь я на месте жюри, именно исполнителю главной роли в этом фильме, молодому актеру Райану Гослингу, а не нашей традиционно небритой звезде, отдал бы приз за лучшую мужскую роль. По-хорошему, еще стоило обидеть итальянского мэтра Этторе Сколу. Снятое им "Нечестное состязание" – без вопросов профессиональное и выверенное кино, но уж настолько вторичное, настолько предсказуемое и старомодное, что награждать его было решительно не за что. Разве только за многолетнее служение кинематографу – что, видимо, и произошло.

Отдельного слова заслуживает решение жюри Международной Федерации кинокритиков ФИПРЕССИ. Международные журналисты наградили венгерских "Слепых" режиссера Петера Тимара – "за творческое исследование границ между воображением и восприятием", и "специально упомянули" "Пионовую беседку" китайского режиссера Юньфаня – "за стилизованную интерпретацию очень деликатной темы". Что касается "Слепых", так, по-моему, это скорее явление социальное, нежели художественное, но упоминания наверное заслуживает. А вот "интерпретация деликатной темы", попросту говоря – лесбийской любви, зрелище, конечно, шикарное и изысканное, но отчаянно скучное, посему я опять соглашусь с жюри: лучшее, что было в "Пионовой беседке", – это работа исполнительницы главной роли.

Российских критиков я понимаю ровно наполовину. За что удостаивать "Специального упоминания" "Чай из хризантем" – понимаю, а за что вручать главный приз голландским "Диким Мидиям" – нет. Разве что из любви к мотоциклам и голландской тоске.

Ах, да! Чуть не забыл! Еще ведь Николсону дали спецприз "за достижение вершин актерского мастерства и верность традициям школы К.Станиславского". Ну, это из разряда "от нашего стола". Хотя, возразить нечего – Николсон вершин актерского мастерства действительно достиг, это к бабке не ходи. Но наградили всё-таки главным образом за приезд.

И что у нас получается в итоге. В итоге получается, что XXIII Московский международный кинофестиваль был самым приличным фестивалем за всю постсоветскую историю. Хочется надеяться, что это не случайность, а тенденция, потому что кинофестиваль, всё-таки, чрезвычайно увлекательное мероприятие. Если бы еще придумать желанную концепцию, чтобы иметь в кино свою особую нишу, а не собирать по миру то, что не успели собрать другие, – цены бы ММКФ не было.

Выбор читателей