Если вы изучили пяток различных переводов Толкиена, ознакомились с некоторыми известными апокрифами, вызубрили половину корней эльфийского языка, свободно владеете текстолитовым "ручником", то – вперед, в кинозалы!
Это случилось, это все-таки произошло. Очереди в кассу не сломили меня, подзабывшего уж, что это такое, не сломило и трехчасовое кукование в ближайшем "Макдональдсе" до начала следующего сеанса (на текущий билетов не оказалось); и вот я, будучи в здравом уме и твердой памяти, три добрых часа просидел в кресле десятого ряда, после чего вышел вон и отправился на развеселом полуночном метро домой.
Теперь у меня есть, что сказать миру.
Собственно о фильме – немного погодя. Начинать надо все-таки с Книги. Так уж сложилась судьба этого произведения, что слишком большое количество совершенно разных людей как-то связывают себя в этом мире с "Властелином", а некоторые из них даже не представляют своей жизни без него. Как всякое культовое произведение, этот скромных размеров трехтомничек оказался распахнувшимся навстречу нашим пытливым взорам новым миром.
Да-да, целым миром, господа не читавшие, бывает в жизни и такое. Со своими страстями и печалями, своей историей и жителями. Мир, придуманный и со вкусом поданный нам Профессором, для каждого читателя – неповторимый, уникальный. Вы не читаете буквы – вы заглядываете в пропасть. Там широко, глубоко и пока что абсолютно черно. Поначалу. Но вот всемогущий Автор берет вашу руку, вкладывает в нее кисть и говорит – творите! Нарисуйте себе величие Лориенского Леса, несокрушимость Исенградской Твердыни, вообразите тихое дождливое утро в Хоббитоне, когда главы добрых семейств восседают с разожженными трубками у каминов, представьте себе благородную красоту эльфов, свирепость орков, неуемную силу и такую же неуемную жадность гномов. Представили, вообразили, нарисовали маслом, мелками и углем по непроглядной черноте?
Рука дрожит – не беда. Лиха беда начало. Дальше будет проще.
Вокруг книги вырастает дивное соцветие миров, порождаемых нашим восторгом, нашей фантазией, нашим стремлением к чему-то, вовсе не обязательно светлому, но именно что – далекому, недосягаемо далекому, однако от этого не менее желанному.
Кто-то считает подобные фантазии юношеским эскапизмом, кто-то – и вовсе богохульством. Что ж, бывает и такое – какие только потаенные струны не задевает в процессе общения с тобой напрочь позабытый на первой захватывающей сцене автор. Вот только не правы те, кто говорит, что это только эскапизм, и только богохульство, и только желание не видеть собственной убогости и убогости этого мира. Не только, совсем не только. Есть многое на свете, друг Горацио...
Ханжам, угрюмым невеждам, матерым реалистам всех мастей я искренне советую сходить на "Властелина" в ближайший кинотеатр, а лучше – раздобыть "тряпичную" копию на пиратской видеокассете и посмотреть один раз под пиво или попкорн по вкусу. Покатит. И вы потом всю жизнь будете говорить, что "смотрели этого Толкиена" и фигня все это, столько шуму, мол...
Людям же не читавшим, но интересующимся, советую все-таки пока никуда не ходить и уж точно, упаси Боже, не смотреть фильм по видаку, будь у вас дома вместо обычного телевизора хоть плазменная панель с двухметровой диагональю. Прочтите книгу. Один раз, второй, третий. "Сильмарилион" прочтите, "Хоббита" под настроение. Сами станьте творцом! Поверьте, нескучный сад вашего воображения не заменит ни голливудский спецэффект, ни знаменитый актер.
Дж.Р.Р. не зря был категорически против каких бы то ни было экранизаций собственного творения. Ох, не зря. Потребитель, лениво хавающий жареную кукурузу и забывающий выключить мобильник, получает набор готовых (пускай и зашибись каких красивых) движущихся картинок. Между вами и создателем Средиземья бесцеремонно вклинивается вереница посредников: великий и ужасный дядя продюсер, а также дядя режиссер и дядя (или там тетя) офигенно талантливый актер. Так что, будущие читатели "Властелина", не смотрите этот фильм!
Но если вы знакомы с пятком различных переводов Толкиена, уже (одним глазком, а может, и нет? хе-хе...) ознакомились с некоторыми известными апокрифами, вызубрили половину корней эльфийского языка, свободно владеете текстолитовым "ручником" и вполне себе эльфийским луком, то... вас уже ничем не испугаешь! Вперед, в кинозалы, за мониторы или телевизоры (лучше, конечно, первое, к тому же без этих поганых переводов, мне ли вас учить, коллеги!) – будем смеяться вместе над победами и провалами чужого воображения, спорить в нюансах, но соглашаться в целом: а фильм-то – ничего.
С точки зрения жанра (фантастический боевик с элементами детской сказки и комедии) "Братство Кольца" оказалось слабовато на массовые гуляния окровавленного железа по росистым полям. Три вшивых драчки класса "десять на десять" – этого явно маловато. Нужно что-то масштабное. Как в "Перл-Харборе", не меньше. А по сценарию таковое намечается исключительно во второй (например, взятие Исенграда) и в третьей (собственно битва с превосходящими силами Мордора) частях. Лажа-с. То есть толпы сарумановых орков гоняли по полям Средиземья всю первую серию, но толку? Нужен ударный эпизод. И он был найден!
Все гениальное просто – стоило обратиться к истории самого Кольца и вспомнить давнюю байку о том, как у зловредного Саурона был оттяпан окольцованный пальчик. Тут уж и битва подходящих размеров и фЕлософия знатная – о том, как человек сам "попал на карму" и остальным геморрой устроил аж на полтысячелетия вперед. Зашибись. НО: меня терзает вопрос – для чего сия история за три часа повторяется дважды чуть ли не в одинаковой нарезке кадров? Кстати, кто помнит, книга-то начинается с небольшого стишка на страничку про "уан ринг ту рул зем олл", после чего следует пастораль из жизни хоббитов. Никаких женских эльфийских голосов (ну фигли именно Элберет Галадриэль это все вспоминать приспичило, одной ей хреново, что ли?) на тему "слышу на воде" и далее по тексту... Впрочем, та же история от лица уже Элронда-полуэльфа выглядит гораздо более связной и "втемной" ближе к концу фильма, когда хоть понятно, о чем сыр-бор.
Так скажите мне на милость, зачем было вначале притягивать сюжет за уши, объяснять и показывать зрителям то, что им должно стать интересно только на третьем часу полета, а тем паче показывать буквально одно и то же два раза? Зачем рассказывать про кольцо перед тем, как Гэндальф будет тщательно темнить треть фильма, вроде бы надеясь, что зритель про Великий Артефакт ничегошеньки не знает?
Ответ у меня один. Пастораль вначале затянута даже в книге, потому что сам Толкиен, известный факт, чрезвычайно благоволил хоббитам и уделял немало времени и места в своих книгах описанию их повадок и быта, что уж говорить о часовой умилительной картинке на экране. Но продюсер снимал боевик, а тут такая лажа. Было решено (сдается мне, ближе к завершению монтажа) усугубить начало. Вот и усугубили. Тьфу.
Сейчас, постфактум, из всей трехчасовой эпопеи память причудливым образом высвечивает отдельные эпизоды. На мой взгляд, к несомненным находкам режиссера можно отнести вполне ненаигранную бесшабашность хоббитов, картинку несостоявшейся передачи Кольца Галадриэль, а также то, во что превращался окружающий мир для Фродо, надевшего означенное ювелирное изделие. Браво, что и говорить! Появление Барлога, нарождение Саруманова орка, внутренняя борьба на лицах, узревших Кольцо и подпавших под его власть... О, если бы фильм состоял только из этих кадров! А вот всякого рода драки вышли, простите за каламбур, топорными и ненастоящими.
Впрочем, повторюсь, фильм в общем произвел на меня положительное впечатление, чего и вам желаю, особенно если вы внемлете моей просьбе и не ринетесь смотреть его раньше, чем созреете для этого описанным выше способом. К тому же – до выхода окончания трилогии годика два еще есть; за это время можно успеть три раза толкинуться на всю голову, а один раз даже попытаться с этим завязать. Неужто не хватит выдержки?
Счастливого чтения!
Ознакомиться с полной версией статьи и, при желании, ее обсудить можно на сайте "Сон разума"