Именно поэтому советники Джорджа Буша предлагают ему взять на себя всю ответственность за будущую войну, в том числе и ответственность политическую, не испрашивая при этом благословения конгресса. Сам президент не устает повторять, что он в любом случае будет советоваться со всеми, от кого зависит "судьба мира", однако американские законодатели понимают, что все это – просто риторика. На самом деле Бушу предлагается не только не добиваться официального разрешения на начало военной операции, но даже не допускать самого обсуждения этой темы в стенах конгресса.
В пользу такой позиции приводятся несколько аргументов. Так, советник президента Альберто Гонсалес (Alberto Gonzales) говорит, что полная самостоятельность президента в решении подобного рода вопросов определена конституцией страны. Президент США – верховный главнокомандующий, и уже этим, говорит Гонсалес, наделен всеми необходимыми полномочиями и "разрешениями". Кроме того, Буш может действовать на основании резолюции конгресса от 14 сентября, разрешающей администрации США вести вооруженную борьбу с терроризмом. Именно эта резолюция формально "освятила" вторжение США в Афганистан и свержение там режима талибов.
Если же и этого не достаточно, то есть еще одно обстоятельство. В 1991 году, накануне первой войны в Персидском заливе, конгресс принял резолюцию, разрешающую тогдашнему президенту Джорджу Бушу-старшему начать боевую операцию против Ирака, вторгшегося на территорию Кувейта. Так вот, говорит Гонсалес: прежний законодательный акт конгресса… действует и поныне, т.к. до сих пор никто не доказал, что Ирак не разрабатывает химическое или биологическое оружие. А это означает, что война все еще продолжается и аргументы, прикрывшие первую войну, вполне пригодны для развязывания второй.
Впрочем, критики "концепций" Гонсалеса приводят свои контраргументы. Во-первых, говорят они, в соответствии с Актом об объявлении войны от 1973 года конгресс должен давать разрешение на любую военную акцию, продолжающуюся более 90 дней. Конечно, даже сами конгрессмены уверены, что вторая война с Ираком не продлится дольше. Однако верить и знать наперед – не одно и то же. Кроме того, в отличие от проклятого миром "Талибана*", иракский режим, поддерживающий дипотношения со многими ведущими странами, однозначно террористическим назвать сложно. Все попытки американских спецслужб установить хотя бы косвенную причастность Багдада к событиям 11 сентября или его связи с Аль-Каэдой и бен Ладеном успехом не увенчались. С этой точки зрения под определение врага более подходит Саудовская Аравия, с которой Вашингтон изо всех сил пытается не портить отношения. Следовательно, война с Ираком, если она начнется, очень мало будет напоминать войну с террористами, а значит, экивоки на антитеррористическую резолюцию конгресса от 14 сентября малоубедительны. Что же касается подозрений о близости Ирака к созданию оружия массового поражения, то, несмотря на вчерашние гневные филиппики вице-президента Дика Чейни, они подозрениями и остались. Израильтяне, когда сомневались, просто разбомбили французские ядерные реакторы, построенные для Ирака, – и не морочились со сменой режима.
Надо сказать, что курс на единоличное принятие решений, взятый окружением Джорджа Буша, не одобряют даже соратники его отца, когда-то принимавшие деятельное участие в подготовке и проведении войны 91-го года. Так, Джеймс Бейкер, бывший госсекретарь США, считает, что нынешнему Бушу нужно не только заручиться поддержкой законодателей, но и получить официальную санкцию на операцию от Совета безопасности ООН.
* Организация запрещена на территории РФ