Мечтающим о жилье ждать осталось недолго

Читать в полной версии →
Вчера Госдума приняла в третьем чтении федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах". Надеяться на доступность ипотеки для граждан в ближайшие годы нельзя, но лет через пять...




Вчера законодательные органы сделали очередной шаг на пути к Ипотеке, Доступной Для Народа. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах". Недавно мы проводили сравнительный анализ существующих на нынешнем рынке ипотечного кредитования предложений. Тогда вывод был очевиден: покупать квартиру в рассрочку очень невыгодно. Одним из шагов по изменению этой ситуации должно было стать положение об ипотечных облигациях, которые позволят банкам привлекать дополнительные средства под обеспечение недвижимостью.

Однако, как известно, в первой половине года (в течение весенней сессии Думы) законопроект "Об ипотечных ценных бумагах" натолкнулся на серьезное сопротивление со стороны Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ). Не желая выпускать развивающийся рынок ипотечного кредитования из-под контроля, ФКЦБ потребовала непременного присутствия посредника при эмиссии облигаций. Право выпускать ипотечные бумаги предлагалось оставить лишь специальным ипотечным агентам. Банк России и банки, намеревающиеся занять нишу на этом рынке, воспротивились такому предложению.

Во вторник законопроект, уже прошедший второе чтение, вернули обратно, и депутаты приняли поправку, позволяющую эмиссию ипотечных ценных бумаг как ипотечным агентам под контролем ФКЦБ, так и кредитным организациям (в т.ч. банкам) под контролем Центробанка. Правда, в кулуарах нижней палаты звучали некоторые сомнения в том, что Совет Федерации под давлением со стороны правительства (читай – ФКЦБ) этот закон одобрит. Но, в общем, настроение народных избранников можно оценить как положительное: лед, наконец, тронулся.

По мнению Павла Медведева, зампредседателя комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам, конфликт между банками и ФКЦБ после принятия злополучной поправки можно считать завершенным. "До некоторой степени проблема снята, – заявил он корреспонденту "Yтра", – потому что поправка гласит, что выпуск ценных бумаг разрешен как агентам, так и кредитным организациям; регулирование ипотечных агентов – это функция ФКЦБ, а регулирование банков – функция ЦБ". Депутат поведал нам, что "на начальном периоде" существовала некая договоренность по этому поводу, и только потом "оказалось, что она крайне хлипкая". Так что сам факт достижения консенсуса можно праздновать как почти победу сторонников либерального рынка ипотечных облигаций.

Павел Медведев также отметил, что новый закон позволит привлечь деньги под ипотечное кредитование, которые крайне необходимы для развития рынка. Надеяться на доступность ипотеки в ближайшие годы, по его словам, нельзя, но "лет через пять" ипотечное кредитование может стать серьезным инструментом вложения средств как для банков, так и для иностранного капитала. Последнее становится особенно актуальным после повышения агентством Moody's рейтинга России до инвестиционного уровня. Если не найти приложения ожидаемому притоку средств из-за границы, страна рискует получить повторения дефолта. Но теперь, с принятием закона, появляется возможность направлять инвестиционный поток на долгосрочные кредиты под залог жилья.

"Теперь банки, которые сейчас занимаются "псевдоипотечными" кредитами, смогут выпустить облигации, появятся заинтересованные в них участники рынка. Потом к этому процессу подключатся другие банки, придут иностранные капиталы", – считает зампредседателя профильного думского комитета. Таким образом, принятый вчера законопроект, буде его пропустят верхняя палата и президент, способствует созданию конкуренции на рынке. Естественным следствием этого процесса станет снижение процентной ставки по ипотеке – то, чего так долго ждут россияне.

Павел Медведев отметил, что процент по ипотечному кредитованию за 5 лет можно снизить до "3-5% плюс инфляция". "Это реальная планка кредитования, на которой оно станет доступным населению и к которой надо стремиться", – уверен депутат. Другой зампред думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, Игорь Артемьев, оценил вероятный уровень "доступной" ипотечной ставки как 8-9% вкупе с инфляцией. (Заметим в скобках, что теоретически эта цифра – 7-9% – должна привести законодателей к мысли о необходимости возмещения кредитным организациям расходов по инфляционным потерям. Однако пока в Думе говорят только о необходимости сдерживать инфляцию для успешного развития ипотеки.)

Комментируя законопроект, Игорь Артемьев сказал нам, что из большого списка разнообразных поправок к нему, которые обсуждались во вторник, основным являлся именно вопрос о том, кто будет отвечать за эмиссию ценных бумаг. От этого, по сути дела, зависит судьба всей ипотеки. "Сейчас в законодательство об ипотеке осталось ввести всего пару штрихов. Один из них мы как раз и приняли", – говорит Артемьев.

Если Совфед не пропустит законопроект, он выступит в роли инструмента, разрушающего всю систему ипотечного кредитования. По такому сценарию события будут развиваться, если давление ФКЦБ окажется более значительным, чем кажется в эйфории положительных решений по законопроекту. Собственно, этого депутаты и опасаются. Но что делать – таковы реалии законодательного процесса. "Особенность ФКЦБ заключается в том, что они ни с кем не ведут открытых дискуссий, а занимаются кулуарной политикой", – отметил Игорь Артемьев.

Ася РЯЗАНОВА |
Выбор читателей