Страна ужасов у каждого своя

Читать в полной версии →
Заглянув за красный горизонт, мы увидим новое культурное пространство, образовавшееся после падения железного занавеса и прорыва красных границ, которое представляет собой убогий пейзаж, населенный монстрами


Инсталляция Дмитрия Гутова



В одночасье с грандиозным проектом Третьяковской галереи "Москва – Варшава" в Государственном центре современного искусства открылась выставка "За красным горизонтом", посвященная самым последним событиям в области искусства России и Польши. Конечно, в эпоху повальной глобализации устраивать выставку, построенную на принципах национальной самоидентификации, – дело весьма рискованное. В то же время очевидно, что между русскими и поляками существуют определенные ментальные различия. И хотя мастера XXI в. зачастую пользуются универсальным языком, свыше 50 польских и российских художников представляют на суд зрителя весьма многоплановую и разнообразную картину современного мира. Все работы были созданы в течение нескольких последних лет, а некоторые даже были исполнены специально для этого проекта, который дает весьма ясное представление об изменениях, произошедших в искусстве обеих стран за последние полтора десятилетия. Тем не менее, помимо основной экспозиции, выставка включает в себя ретроспективную часть – документацию художественной жизни Польши и России с начала 90-х годов.

Одной из важных задач, стоящих перед проектом, является исследование пересечений творческих направлений и работ отдельных художников обеих стран в период их активной интеграции с международной художественной сценой. Это время как для российского, так и для польского искусства отмечено кардинальной сменой приоритетов. Речь идет о коллапсе идеологической составляющей, начале трансформации общественной жизни, ментальности, экономической системы и, конечно, культурного пространства. Интерес польских и российских художников к социальному контексту и проблемам телесности, самоидентификации художника в обществе сменяется желанием адаптироваться в новой действительности, использовать язык масс-медиа, знаков реальности для создания произведений, сливающихся или контрастирующих со средой.

Не случайно первый раздел выставки так и называется – "Ландшафт после трансформации". С точки зрения наших художников новорусский пейзаж выглядит весьма неутешительно: разбитые иномарки, укромные уголки Петербурга, в которых свершались громкие политические убийства, и Москва, захваченная пришельцами. Апогеем этой безрадостной картины является инсталляция Дмитрия Гутова "Above the black mud", представляющая собой комнату, заполненную настоящей российской грязью, неоднократно воспетой нашими писателями и поэтами и столько же раз проклятой заезжими путешественниками.

Перспективу польского пейзажа закрывает низкий потолок офиса из работы Доминика Леймана. Художник наклеил на стену галереи увеличенную до монументальных размеров фотографию потолка современного административного здания. Это тупик – или, может, горизонт стремлений сегодняшних поляков – горизонт, обозначенный офисным интерьером резиденции крупной компании? Другую версию того же самого вопроса задает Рафал Якубович в работе "Arbeitdisciplin". Художник демонстрирует выкупленную западным концерном фабрику под Познанью, и на фотографии Якубовича этот объект удивительным образом напоминает концлагерь, который снова "вырос" в польском пейзаже.

Отдельную часть этого раздела занимают весьма увлекательные игры польских художников на тему национального флага. Дуэт Tworzywo руками героя мультсериала Капитана Америки поднимает над Польшей звездное знамя Евросоюза. Петр Парда вырезает из звездного флага Соединенных Штатов маленький кусок материала белого и красного цветов, т.е. польских национальных цветов. А Гжегож Кляман уверенно добавляет к ним черный – цвет фашизма, клерикализма, траура и прочей бесовщины.

Оптимистическая экспозиция завершается знаковой видеоработой Юрия Васильева, которая, по-видимому, и дала название всей выставке. На заснеженном пейзаже (разве мог российский пейзаж обойтись без снега?) виднеются березы. Миг спустя в деревья уже можно внимательно вглядеться, и оказывается, что стволы их – кроваво-красные. Кровавые березы разрастаются, напирают на зрителя, окружают его – и вот уже ничего не остается, кроме красного цвета. Российский пейзаж делает свой ужас явным: за красным горизонтом начинается земля, пропитанная красным, страна, откуда не возвращаются.

Выходит, что новое культурное пространство, образовавшееся после падения железного занавеса и прорыва красных границ, представляет собой некую фантастическую страну ужасов – убогий пейзаж, населенный монстрами. Последним кураторы проекта присвоили интеллигентное обозначение – "Трансформеры" и посвятили отдельный раздел экспозиции.

Представляя на суд зрителей столь безрадостную картину, кураторы не претендуют на объективность. Признавая возможность некоторых искажений, они все же надеются на лучшее: "Образ, который порождает выставка, в той же мере является зеркалом современных Польши и России, как и проекцией представлений участников и организаторов выставки. Польша и Россия расположены на противоположных сторонах горизонта. Даже если сегодня он не является красным в политическом смысле, он, тем не менее, остается горизонтом далеким. За красным горизонтом лежит неизвестное. Тем любопытнее заглянуть за этот горизонт".

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей