Светопреставление скрасил арабский рок-н-ролл

Читать в полной версии →
В день, когда ведомство Главного Электрика устроило "конец света", в "Горбушке" состоялось долгожданное выступление звезды арабского этно-рока Рашида Таха, находящегося после выхода своего последнего альбома на пике популярности


Фото автора



В день, когда ведомство Главного Электрика устроило "конец света" в нескольких областях России, а одиннадцатиклассники всей страны с размахом отмечали "последний звонок", в "Горбушке" состоялось долгожданное выступление звезды арабского этно-рока Рашида Таха, находящегося после выхода последнего альбома "Tekitoi" на пике популярности. Вместе с заезжей алжиро-французской знаменитостью в Россию приехали два британских музыканта, упоминание о которых не обходится без эпитетов вроде "легендарные": Брайан Ино и Стив Хилледж. Первый, стоявший в свое время у истоков Roxy Music, давно снискал себе заслуженную славу электронщика-экспериментатора и вообще апологета всяческой нестандартной музыки; в послужном списке второго – работа в авторитетной джаз-роковой формации Gong и несколько очень интересных сольных пластинок. Последние лет 20 Хилледж занимается и продюсерской деятельностью, "ведя" в числе прочих, и героя данного очерка.


Фото автора

Концерт стартовал с задержкой на час: по словам организаторов, исходили они при этом из гуманистических побуждений в отношении тех обладателей билетов, кто из-за транспортных проблем не успевал к заявленному началу (другая, более прозаическая причина, была в том, что микроавтобус с артистами пробирался через многокилометровые пробки и сам прибыл к "Горбушке" с некоторым опозданием). Как бы то ни было, когда в начале девятого свет в зале наконец погас и из-за кулис появились музыканты, встречены они были дружным гомоном и одобрительным посвистыванием толпы. И хотя в этот раз зал не был набит битком, обделенности зрительским вниманием гастролеры явно не ощущали. Несмотря на экзотичность проекта (свои этно-хард-панковые песенки Рашид Таха исполняет преимущественно на арабском языке), публика в зале собралась достаточно подготовленная: добрая половина композиций встречалась ею аплодисментами. И хотя "народных хоров" на этот раз практически не было (за исключением, быть может, отдельных наиболее выразительных строчек рефренов), к середине концерта большая часть аудитории пришла в состояние хорошего "расколбаса", личным примером призывая соседей делать то же самое... Пару раз зажигательные танцы из зала перемещались прямо на сцену: при полном попустительстве охраны Рашид приглашал всех желающих составить ему компанию и пел в окружении... не "гарема" – но "народного балета": среди пляшущих оказалось немало молодых людей. Единение артистов со зрителями в эти моменты было, что называется, полным и бесспорным.


Фото автора

Справедливости ради надо заметить, что главными героями вечера были все-таки алжирский рокер с его группой; участие в этом концерте Брайана Ино – крупного, доброжелательно улыбающегося человека в темной футболке – свелось главным образом к приукрашиванию и без того весьма неординарного арабского фолк-харда различными электронными прибамбасами, витиеватыми сэмплами и занятными электронными фитюлечками, а также к неуклюжим попыткам конферанса на русском языке. К концу выступления Брайан произносил "Спэсибо б'льшое" почти уже без акцента... По большому счету, разочаровал Стив Хилледж в роли "свадебного генерала": за весь вечер отчетливо слышных гитарных "проходов" в его исполнении набралось едва ли с десяток. Гораздо больше симпатии вызвал пышногривый арабский музыкант с национальной "многострункой", привносивший изрядную долю восточного колорита во все композиции. Ну и, конечно, сам Рашид Таха – такой искренней самоотдачи во время работы на сцене нам давно не приходилось наблюдать; выложился он, как казалось, на все сто. Несколько раз, правда, "арабский рок-н-ролл" подозрительно смахивал на чуть утяжеленное приторно-слащавое турецкое диско "от Таркана" – но в целом концерт народу все равно очень понравился.

Выбор читателей