|
В этой ситуации Россия вынуждена не просто искать "адекватный" политический ответ, но и в срочном порядке проводить инвентаризацию основных направлений военного сотрудничества с ближайшими соседями. Самым перспективным союзом в этом смысле выглядит ЕврАзЭС в качестве экономического объединения, а также Организация Договора коллективной безопасности – как военно-политической союз того же формата. Поэтому не исключено, что в ближайшие два дня собравшиеся в Москве президенты постараются добиться интеграционного "прорыва". Или, по крайней мере, постараются уложиться в график, заданный документом "Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы", где планируется завершить до конца текущего года подготовку к формированию таможенного союза. Впрочем, не факт: процесс сильно осложняется тем, что участники союза ориентируются прежде всего на вступление в ВТО. Кстати, здесь президентам тоже есть что координировать. Хотя пока представители сообщества спотыкаются даже на более простых вещах – например, кто и как должен распоряжаться деньгами, аккумулированными организацией для финансирования совместных программ. Деньги не бог весть какие, но нетрудно догадаться, что это вопрос принципа. У России с Белоруссией принципы одни (функции распорядителя должен получить генсек организации), у Казахстана и Таджикистана другие (деньги следует пустить через межрегиональный банк).
Зато окончательный демонтаж систем военного сотрудничества в рамках СНГ с усилением веса ОДКБ – вопрос практически решенный. Как признался на днях газете "Известия" генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, "большинство "военных" инициатив в рамках СНГ либо не подписаны всеми государствами, либо не ратифицированы... В общем, не вступили в силу. Более того, некоторые государства СНГ заявили о приверженности курсу вступления в НАТО. И уже переходят на структуру, стандарты и даже вооружение Альянса. В этой ситуации трудно говорить о серьезном сотрудничестве и интеграции". А вот в рамках ОДКБ все выглядит гораздо более оптимистично: структура, стандарты (и, что немаловажно, вооружение) пока сохраняют ориентацию на российские образцы. Боеспособность коллективных сил ежегодно проверяется традиционными учениями под кодовым названием "Рубеж". Что, разумеется, совершенно не мешает участникам объединения параллельно заниматься разработкой нормативных документов по миротворчеству.
На этом фоне совершенно естественным выглядит решение об усилении системы ПВО ОДКБ (по словам Бордюжи, она теперь будет управляться из единого центра, в то время как аналогичная система стран СНГ всего лишь координируется совместными усилиями). Параллельно планируется ликвидация за ненадобностью Штаба по координации военного сотрудничества стран СНГ – решено, что его немногочисленные функции с тем же успехом может исполнять секретариат Совета министров обороны СНГ. А вот система ПВО стран ОДКБ будет не только управляться из единого центра, но и действовать в общем воздушном пространстве. То есть национальные средства ПВО, входящие в систему, смогут вскоре действовать в границах этого пространства независимо от их государственной принадлежности. Любопытное совпадение: как раз завтра, в силу принципа ротации, Россия примет от Казахстана полномочия председательствующего в Организации Договора о коллективной безопасности, а ее политическое и военное руководство получит соответствующие полномочия – на один год, чтобы потом передать их дальше по инстанциям. Таким образом, руководить главными военно-политическими и военными органами ОДКБ в течение всего года будет министр обороны РФ Сергей Иванов, а пост начальника Объединенного штаба ОДКБ займет глава Генштаба Юрий Балуевский.