Охота за "Черным сентябрем"

Читать в полной версии →
В "Мюнхене" Спилберг решает вопросы бытия. Фильм заканчивается сценой невероятной пошлости, а ответов на проклятые вопросы не дает. Потому что их не существует, этих ответов




Мюнхен (Munich)
США, 2005
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Матье Кассовиц, Иван Атталь, Эрик Бана, Хийям Аббас, Дэниел Крейг


"Фильм снят под впечатлением от реальных событий". Этими словами начинается свежее творение Стивена Спилберга, кинолента "Мюнхен". События действительно вполне реальные – в 1972 г. палестинские террористы из группы "Черный сентябрь" захватили 11 спортсменов, всю сборную Израиля на Олимпийских играх в Мюнхене. В результате неудачной попытки освобождения заложников, предпринятой немецкой полицией, все израильтяне и большинство террористов погибли. Спустя какое-то время Моссад начал охоту на организаторов теракта. Тайные агенты израильских спецслужб убивали лидеров "Черного сентября" без суда и следствия, действуя на территории других государств и пользуясь вполне террористическими методами. Официально Израиль до сих пор не признает своей причастности к тем убийствам.

Это были события – теперь о том, что родилось под их впечатлением.

Собственно мюнхенскому теракту места отведено не много; в центре повествования оказалась история одной из групп агентов Моссада. Агенты эти, мягко говоря, нетипичны для историй о шпионах и спецслужбах: один – профессиональный продавец мебели, другой – игрушечных дел мастер, а командиром группы назначен сентиментальный охранник израильского премьера Голды Мейер по имени Авнер, чьим главным достоинством является патриотизм, полученный в наследство от папы. Папа у него какой-то еврейский герой, полжизни просидевший в тюрьмах. Разбрасываясь трудовыми деньгами израильского народа, Авнер и его команда рыщут по Европе и один за другим устраняют высокопоставленных палестинских главарей. Не все террористы похожи на террористов. Часто они напоминают благородных отцов семейств и тихих европейских интеллектуалов. Поначалу убийства даются Авнеру нелегко – дело ведь новое, непривычное, но постепенно парень набивает руку. Охота за "Черным сентябрем" продолжается почти три часа экранного времени, но большую часть ее составляют вовсе не погони и перестрелки, а долгие разговоры "за жизнь", решение нравственных проблем и выяснение ответа на патентованный вопрос товарища Раскольникова: "Так все-таки тварь дрожащая или право имею?".

В жанре политического триллера, так же как и в жанре романтической комедии, главным является определение. В романтической комедии первично не то, что "комедия" – т.е. "смешно", а то, что "романтическая" – т.е. "про любовь". В политическом триллере главное слово – "политический", т.е. – "кто виноват" и "что делать". "Мюнхен" получился даже не политическим, а политико-психологическим триллером. Соответственно, от триллера в нем рожки да ножки, Спилбергу некогда щекотать зрителю нервы – он решает вопросы бытия, размышляет вместе со своими героями, что "хорошо", что "плохо". Члены передового отряда израильских мстителей мало того, что к диверсионно-карательным операциям привыкают в ходе этих операций, так еще и в самой необходимости мести некоторые из них таки очень сомневаются. Помимо нравственных страданий моссадовцам досаждает и их дичь. Обреченные палестинские террористы не желают покорно вымирать и организуют антикарательную операцию, товарищи Авнера один за другим гибнут, а сам он постепенно превращается в законченного параноика, спящего в стенном шкафу. Фильм заканчивается сценой невероятной пошлости, в которой Спилберг к жаркому супружескому сексу еврейского Бонда подмонтировал картинки мюнхенской бойни. Любит Авнер жену во всех смыслах, а у самого, значит, мальчики кровавые в глазах. Любит и плачет, бедолага.

Стивен Спилберг на этот раз не совсем снимал кино – он вопрос поднимал. Почти как Александр Исаевич Солженицын. Поэтому кино местами получилось, местами нет. А ответ на вопрос, естественно, не получился совсем. Такой уж вопрос, простите, на него ответов нет. По Спилбергу, зло породило зло, а то, в свою очередь, – еще большее зло. И все стали лишь несчастней. И еврейские мстители ничем не лучше палестинских террористов, которые, в свою очередь, мстители за еврейский террор, развязанный, как месть... ну, и так далее. Спорить с этим сложно. Единственная проблема в том, что это никакой не ответ, а лишь констатация факта. Которую, впрочем, наверное, тоже важно время от времени производить.

В прокате с 16 февраля

Выбор читателей