|
Следует отдать должное музейным кураторам: в процессе подготовки праздничной программы они проявили недюжинную фантазию и смекалку. В залах музея одновременно можно увидеть памятную историческую экспозицию (выставка, посвященная коллекциям Павла и Сергея Третьяковых), роскошный применительно к вялотекущей московской художественной жизни иностранный проект (музей д’Орсэ) и, наконец, парадно-репрезентативную выставку "Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею". Причем последний проект расположился одновременно в двух филиалах Галереи – в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу.
Правда, обнаружить работы поздравителей в старом здании Третьяковки сможет только очень неленивый и внимательный зритель: хитрые кураторы не стали делать отдельную выставку, а придумали включить гостевые шедевры прямо в залы постоянной экспозиции. Посетители, впервые попавшие в музей по случаю праздника, едва ли поймут, что портрет Е.И.Нелидовой работы Д.Г.Левицкого, портрет светлейшей княгини Е.П.Салтыковой кисти К.И.Брюллова, "Запорожцы" И.Е.Репина и еще восемь не менее привлекательных полотен попали в залы прямиком из Русского музея, Эрмитажа, Исторического музея и московского собрания Голицыных.
Но главная часть экспозиции – более сотни работ из тридцати музеев России - развернулась в здании на Крымском Валу. Для сотрудников Третьяковки это, в буквальном смысле "праздник со слезами на глазах" - почти четверть произведений, попавших на выставку, когда-то была куплена самим Павлом Третьяковым. И, разумеется, принадлежала Третьяковской галерее.
Но! Изящные "Лилии" И.Левитана были выданы в 1927 г. в Астраханскую государственную картинную галерею, портрет Губарева кисти Д.Левицкого в 1930 ушел в Ивановское объединение художественных музеев, портрет Доротеи Шмидт того же автора оказался в Нижегородском художественном музее, а элегантное полотно В.Тропинина "За прошивками" утекло в 1928 г. в Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей и художественный музей-заповедник. В те скорбные времена столичный музей навсегда лишился картин В.Саврасова, К.Малевича, Л.Поповой и других, не менее известных художников. Остается утешаться лишь тем, что эти шедевры, по крайней мере, не покинули пределов России, как это случилось с полотнами крупнейших европейских мастеров, проданных молодым советским государством за рубеж.
Как и всякая масштабная сборная выставка, открывшаяся экспозиция дает уникальный шанс познакомиться с лучшей частью собраний музеев, до которых вы, скорее всего, никогда не доедете. И если добраться до Владимира и Костромы вполне возможно, то реальные шансы посетить Национальный музей Чеченской Республики, все еще существующий в Грозном, или Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи в городе Саранске практически отсутствуют.
Особый шарм экспозиции придает тот факт, что многие произведения хорошо знакомы любителям искусства по книгам и альбомам, но редко появляются Москве. К ним относятся знаменитая "Крестьянка" Венецианова, "Курсистка" Ярошенко или "Гадающая Светлана" Брюллова. Но буквально рядом висит, например, другое полотно Брюллова - "Пери и ангел" из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств, практически неизвестное широкому зрителю.
Провинциальные музеи явно постарались не ударить в грязь лицом и прислали много очень качественных и интересных работ. Среди лучших - Деисусный чин XVI в. из Череповца, женский портрет кисти Вешнякова из Тамбова, замечательный портрет Юсуповой Серова из нижегородского музея и совершенно неузнаваемый ранний Дейнека, больше похожий на висящего рядом Лентулова.
Приятный сюрприз ожидает всех поклонников русского авангарда: невзирая на тотальную борьбу с формализмом, в фондах российских музеев сохранились замечательные картины К.Малевича, О.Розановой, Л.Поповой, В.Кандинского, М.Ларионова и даже редкий И.Клюн.