|
Вдруг (совершенно неожиданно, по странному стечению обстоятельств!) в конце июля прохудился российский нефтепровод "Дружба-1", поставляющий нефть в Европу уже более сорока лет. На участке Унеча-Полоцк в Брянской области произошла небольшая авария, начался ремонт трубы, и поставки нефти в Литву прекратились на неопределенный срок. Причем, только в Литву, а не в Белоруссию или Германию, получающие нефть по той же трубе. Соответственно, загрузка Мажейкяйского НПЗ сырьем упала вдвое. Вильнюс возопил о "нефтяной блокаде", поляки призадумались: нужен ли им Мажейкяй без трубы?
Впрочем, поставки нефти на литовский НПЗ удалось быстро восстановить (до 27 тыс. т в сутки) за счет морского трафика – из российского Приморска в Бутингский порт. Первый танкер со 100 тыс. т нефти пришел туда уже через два дня после остановки нефтепровода, и всего за август морем было доставлено более 700 тыс. тонн. Все бы ничего, но переключение на снабжение НПЗ морем привело к удорожанию каждой тонны нефти на €7,5, как утверждает литовское правительство. Более того, для этого пришлось пустить на реверс нефтяной терминал в Бутинге, доселе обслуживавший нефтяной транзит из России в Европу. Впрочем, обслуживать ему теперь все равно нечего, поскольку вместе с поставками на Мажейкяйский НПЗ прекратились и транзитные поставки российской нефти, осуществлявшиеся по той же трубе "Дружба". В Вильнюсе сейчас рассматривают вариант использования для снабжения Мажейкяя Клайпедского порта, но это приведет к еще большему удорожанию поставок. Во-первых, Клайпеда не может принимать такие большие танкеры, как терминал в Бутинге, а во-вторых, от нее нет трубопровода к НПЗ, так что нефть придется перевозить по железной дороге.
Однако самое печальное (для Вильнюса и PKN Orlen) в этой ситуации то, что российская сторона пока не может, или не хочет, обозначить перспективы ремонта нефтепровода. Пока известно лишь, что в сентябре нефть по нему не пойдет точно. А вот что будет дальше – большой вопрос. Руководство "Транснефти" в лице самого Семена Вайнштока уже прозрачно намекало, что компания может вообще отказаться от использования трубы "Дружба-1", поскольку она полностью выработала свой ресурс. Ведь этот участок нефтепровода эксплуатируется с 1964 г., трубы там сильно изношены и не отвечают современным стандартам.
Впрочем, когда слова руководителя "Транснефти" были широко растиражированы мировыми СМИ и вызвали немало вопросов и недоумения, особенно в Прибалтике, компания поспешила их немного прокомментировать. Никто, дескать, не отказывается от снабжения Литвы по нефтепроводу. Но сейчас ожидаются результаты экспертизы состояния "Дружбы". Как только они будут готовы – начнется ремонт. В худшем случае придется заново выстроить 140-километровый участок трубопровода.
Но ситуацию этот комментарий особо не прояснил. Возникают, в частности, вопросы: является ли Литва настолько перспективным потребителем российской нефти, чтобы прокладывать к ней, по сути, новую трубу в условиях, когда на очереди стоят такие выдающиеся потребители, как Китай и Япония? И как соотносится нынешняя экспертиза с той диагностикой трубы, которая была проведена всего за полгода до аварии и, кстати, выявила на ней около полутысячи (!) опасных дефектов? Удивительно, что в тот момент никто не заикнулся о ремонте. Очевидно, решили подождать решения Вильнюса по Мажейкяю и, в случае, если оно будет не в пользу российских компаний, проучить обошедшего их иностранного конкурента "внезапным" ремонтом. Что, собственно, и произошло.
Но удивительно в этой ситуации и другое: на что рассчитывали поляки, покупая Mazeikiu Nafta, снабжающийся настолько ветхой и явно "недружественно настроенной" трубой? Как всегда, уповали на мифические альтернативные источники энергоснабжения? Конечно, морем можно доставить сколько угодно нефти и откуда угодно, но весь вопрос в цене. Сейчас нефть доставляют танкерами из ближайшего нефтераздаточного пункта Приморск, и тем не менее Мажейкяйский НПЗ уже находится в затруднительном положении: его рентабельность и объемы производства снижаются, стабильность снабжения сырьем – под большим вопросом. А ведь Мажейкяй обеспечивает региональному рынку 60% бензина и 30% дизельного топлива! Разумеется, прибалтийские республики ждет повышение цен на топливо, пусть и незначительное, но оно скажется на показателях инфляции, что критично в свете отчаянных попыток Литвы вступить в еврозону. Ничего хорошего это не предвещает и владельцам Mazeikiu Nafta, кем бы они ни были: фондовые биржи уже отреагировали на всю эту ситуацию падением котировок его акций. Соответственно, PKN Orlen засомневался в целесообразности осуществляемой в настоящее время сделки по приобретению литовского предприятия…
Эксперты полагают, что поляки теперь потребуют пересмотра условий покупки литовского предприятия или вообще дадут сделке обратный ход. Руководство PKN Orlen уже заявило, что оставляет за собой право отказаться от сделки, если перебои с поставками нефти на Mazeikiu Nafta приведут к снижению его рыночной стоимости. Но зато если поляки уйдут, вот тут-то "Дружба" обязательно будет починена, причем, в рекордные сроки! Все дыры залатают и продлят трубе ресурс эдак лет на десять. Тут же будет объявлен новый тендер, в котором будет и новый победитель. Угадайте, из какой страны… Но это возможно лишь в том случае, если Вильнюс пересмотрит свои политические установки. Пока не похоже, что он на это пойдет, напротив, он пытается всеми силами форсировать продажу Mazeikiu Nafta полякам. Сейчас литовское правительство вовсю хлопочет о том, чтобы Европейская комиссия дала добро на эту сделку, без чего она не состоится.
Поляки тоже пытаются спасти положение: они заняты поиском альтернативной нефти: например, из Казахстана. Чтобы заручиться гарантией стабильности поставок, PKN Orlen хочет войти в долю в нефтедобыче в Казахстане. Взамен Астане предлагается определенная доля в Мажейкяйском предприятии. Но это малоперспективное начинание, ведь даже если удастся договориться с Казахстаном, нефть оттуда все равно должна будет поставляться в Мажейкяй через Россию, и не исключено, что произойдут новые аварии (извиняйте, панове, трубы-то у нас все старые!). К тому же далеко не факт, что Казахстан захочет приобретать долю в литовском предприятии, зная, что это вызовет недовольство с российской стороны.
А ведь куда как логичнее и проще было бы предложить тот же "отступной" пакет акций Mazeikiu Nafta не казахам, а самой России: у нее и интерес к этому предприятию есть, и поставки нефти будут обеспечены. Не факт, что российскую сторону устроила бы часть, когда они рассчитывали получить все и сразу, но, в любом случае, это был бы жест примирения. Увы! Такой вариант не рассматривался. Дело в том, что Польшу в последние годы поразила настолько сильная русофобия (сильнее, чем в Литве), что такая идея просто не могла прийти в голову любому "здравомыслящему" поляку.
Вместо того чтобы попытаться найти компромисс с Россией, поляки и литовцы теперь развивают другой сценарий – адекватных, так сказать, "ремонтных мер". Недавно Литва объявила о необходимости профилактического ремонта на железной дороге, соединяющей Калининградскую область с остальной частью РФ. Причем прозвучало это на высоком официальном уровне именно как угроза применения в отношении России ответных недружественных мер. По имеющейся информации, распоряжение о начале работ отдал лично литовский президент Валдас Адамкус, а правительственные чиновники в кулуарах разъяснили всему миру, что необходимость ремонта данного участка железной дороги связана отнюдь не с заботой о безопасности перевозок в российский эксклав, а с прекращением поставок нефти на Мажейкяй.
Следует отметить, что любой ремонт на международной магистрали (а железнодорожный маршрут, о котором идет речь, является одним из трансъевропейских транспортных коридоров, официально поддерживаемых Евросоюзом), по идее, должен проводится по заранее согласованному графику и исключать возможность внезапного перекрытия сообщения. Поэтому эксперты полагают, что Вильнюс вряд ли пойдет дальше угроз: ремонт, если таковой и начнется, не прервет сообщение с Калининградом. Такого мнения придерживается, в частности, председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов, отмечая, что "Литва участвует не только в двусторонних, но и в многосторонних соглашениях с Россией", таких как "дорожная карта" ЕС-Россия. "Так что я думаю, что речь идет лишь о неумной риторике", - заключает он. А губернатор Калининградской области Георгий Боос полагает, что остановка железнодорожного сообщения между Россией и ее эксклавом не отвечает интересам самой Литвы, поскольку повлечет прекращение поступлений от транзитных сборов.
Впрочем, кто знает, на что способны в нынешней ситуации рассерженные литовцы? На всякий случай Россия ответила на их угрозу налаживанием паромной переправы по Балтике, способной, как уверяет Георгий Боос, полностью компенсировать возможное прекращение транзита через Литву. Так что польско-литовский железнодорожный выпад парирован. Ждем следующих "дружественных" инициатив с их стороны!