|
Напомним, что причиной начала строительства ВСТО стала необходимость диверсификации нефтяных экспортных потоков, а также попытка закрепиться на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Основную нефть, которой планируется загрузить новый нефтепровод, предполагается добывать в Восточной Сибири. Учитывая, что восточносибирские месторождения на данный момент не разработаны и их извлекаемые запасы не имеют четкого подтверждения, на первое время трубопровод планируется заполнять западносибирской нефтью.
Строительство ВСТО предполагается осуществить в два этапа. Первый – строительство участка трубы Тайшет - Сковородино протяженностью около 2,5 тыс. км, а также сооружение нефтеналивного терминала на побережье Тихого океана мощностью 30 млн т в год. Второй – строительство участка Сковородино – побережье Тихого океана, с расширением (к 2025 г.) пропускной способности первого участка до 80 млн т нефти в год. В том случае, если Россия все-таки решится на строительство ответвления от ВСТО на Китай мощностью 30 млн т, до тихоокеанского побережья в год будет доходить только 50 млн т нефти.
На сегодняшний день рассматриваются два маршрута прокладки второго участка трубопровода: южный, протяженностью 1963 км, и северный – 1903 километра. Стоимость строительства южного варианта, за который ратует "Транснефть", составляет порядка 353,66 млрд руб., северного – 354,32 млрд рублей. Общая сметная стоимость строительства приближается к 698,7 млрд руб., что делает ВСТО самым дорогим нефтепроводом в мире.
Предполагается, что "восточная труба" окажется полностью заполненной только к 2025 г., и то лишь в том случае, если действующий тариф по прокачке и мировые цены на нефть в долгосрочной перспективе позволят окупить возрастающую стоимость разработки месторождений Восточной Сибири. По мнению аналитиков, затраты на строительство нефтепровода могут быть компенсированы при тарифе $55 - $57 за тонну. Прежняя смета предполагала окупаемость трубы в течение 17 лет при тарифе в $38,8, который оценивается сегодня ФСТ как нерентабельный. Существует и другое мнение, согласно которому срок окупаемости ВСТО составит 27 - 30 лет, что недопустимо для подобных проектов. Пока стоимость трубы продолжает расти, толкая вверх тарифы. Так, в минувшем году из-за удорожания строительства ВСТО тарифы за прокачку на всех направлениях "Транснефти" выросли на 20%.
Если ситуация вокруг ВТСО будет развиваться в том же ключе, что и сейчас, амбициозный проект выхода российской нефти к Тихому океану может оказаться под угрозой, а огромные деньги вложенные в строительство – зарытыми в сибирскую землю в прямом смысле этого слова.
Даже если ВСТО будет достроен, это не снимает всех рисков. Не известно, как будет выглядеть мировая энергетика к 2025 г.: не исключено, что пик роста потребности в черном золоте в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет пройден значительно раньше, в результате чего ВСТО так и не сможет выйти на полную мощность. Отдельный и самый большой кластер рисков связан с восточносибирскими запасами нефти и темпами их освоения. В случае если радужные прогнозы относительно их объемов окажутся скорректированными в сторону снижения, "проект века" также может оказаться под угрозой.
Одним словом, "восточная труба", призванная оградить Россию от диктата со стороны европейских потребителей нефти и недоразумений с ее транзитом, сегодня сама начинает потреблять до неприличия огромные ресурсы, рискуя, в конечном счете, превратиться в мертвый мегапроект.