Ой, Вань, гляди, какие мамонты!

Читать в полной версии →
Роланд Эммерих обратился к доисторическим временам, чтобы с помощью очень дорогой техники разыграть очень дешевую историю

10000 лет до нашей эры (10.000 B.C.)
США–Новая Зеландия, 2008
Режиссер: Роланд Эммерих
В ролях: Стивен Стрейт, Камилла Белль, Тим Барлоу, Омар Шариф


Юный охотник на мамонтов Д'Ли (Стивен Стрейт) и его подруга Иволет (Камилла Белль) живут себе в племени охотников на мамонтов где-то в горах, и нет у них проблем, кроме того, что мамонты нынче, за 10 тыс. лет до начала новой эры, стали редки. Но однажды на племя охотников на мамонтов нападают враги, которые угоняют в плен всех жителей, включая Иволет. И тогда Д'Ли вместе с группой товарищей пускается в погоню за врагами и доходит аж до Египта, где, как и положено, спасает мир.

Немецкий режиссер-тяжеловес Роланд Эммерих после вполне убедительного прогноза в "Послезавтра" обратился к доисторическим временам, чтобы с помощью очень дорогой техники разыграть очень дешевую историю. Может быть, зрители, вслед за "Послезавтра" посчитавшие Эммериха достойным внимания режиссером, просто подзабыли, что до этого у него были "Годзилла" и "День независимости". Но даже эти фильмы с их жизнерадостным идиотизмом выглядят шедеврами на фоне "10000 лет до нашей эры".

Сейчас, когда все, кто хотел, посмотрел все фильмы-номинанты на "Оскар", самое время для проката полнометражных мультфильмов и мелодрам из доисторических времен. Фильму "10000 лет до нашей эры" может испортить прокатную судьбу лишь обманчиво-точное название. Его по справедливости надо было назвать "Давным-давно" или "В незапамятные времена", а так Эммерих подставил себя под удар всех, кто мало-мальски понимает в истории мезолита. Разумеется, среди его зрителей немного тех, кто будет возмущаться: египетские храмы были построены куда позже, лошадь была одомашнена не раньше 4 тыс. лет до н.э., кукуруза в те времена росла только в месте, которое еще не назвали Америкой, а язык, на котором говорили древние охотники, уж точно не был английским. Но они, эти эрудиты, могут отвлечь внимание простых любителей киноразвлечения от бессодержательной истории, бескровных драк и бессмысленной траты почти двух часов.

С другой стороны, чем этот фильм хуже провинциальных краеведческих музеев в средней полосе России, в каждом из которых гордо выставлен скелет собственного, по кусочкам найденного на территории именно этой области мамонта? Ну, подумаешь, "наше" племя говорит на чистейшем английском, а все остальные – с субтитрами. В советском кино про разведчиков небось тоже только плохие по-немецки говорили – зато сразу понятно, которые "наши". Кстати, в "10000 лет до нашей эры" способы различения героев немаловажны, потому что выглядят они все одинаково и ведут себя тоже совершенно одинаково. Видимо, так режиссер понимает понятие "племенной строй".

Проблема "10000 лет до нашей эры" даже не в исторической неаккуратности (если это можно так назвать), а в том, что все остальное в фильме сделано чересчур аккуратно. С немецкой тщательностью пригнан волосок к волоску у нарисованного с помощью суперсовременной компьютерной графики саблезубого тигра, с помощью дорогостоящих гримеров воссоздан эффект никогда не мытых волос, а высокопоставленным "египтянам" наращены ногти – символ знатности.

Если б, к примеру, это был диснеевский мультфильм, никаких вопросов к исторической основе не возникало бы, потому что ее уравновешивали бы двумерные рисунок и песни Алан Менкен. Но теперь никого не загонишь в кинотеатр на мультфильм с двухмерной анимацией, а на фильмы с мамонтами и саблезубыми тиграми, которые "как настоящие", еще можно. Именно этим соображением, видимо, и руководствовались сценаристы. Кстати, писать сценарий Эммериху помогал композитор Харальд Клозер.

В самом начале рассказчик, в роли которого почему-то выступает Омар Шариф, пытается оправдаться: есть, мол, история, и есть легенда, и это вот на экране – легенда. Но зритель нынче пошел простой. Сказал, например, Папа Римский: "Все так и было", – значит, все так и было. Строили пирамиды с помощью мамонтов – значит, строили. Показ на большом экране – а лучше в IMAX – легитимизирует любую легенду. Наверное, из теорий академика Фоменко вышел бы отличный голливудский фильм, да и сценарии у него выходят поискуснее, чем у Эммериха.

Наталья РЯБЧИКОВА |
Выбор читателей