|
В 1967 г. в результате Шестидневной войны израильская армия установила контроль над Голанскими высотами, приграничной территорией Сирии площадью примерно 1150 кв. километров. Тель-Авив рассматривает эту территорию как зону безопасности, которая будет иметь стратегически важное значение в случае новой войны с этой страной. Более того, за годы оккупации на Голанских высотах были образованы еврейские поселения, в которых в настоящее время проживают около 20 тысяч человек. Разумеется, в случае возврата этой территории Сирии ее нынешние жители будут вынуждены покинуть Голаны, и забота по их дальнейшему обустройству ляжет на плечи израильского правительства.
Сирия требует от Израиля прекратить оккупацию, однако официальный Тель-Авив пока не дает однозначного ответа на вопрос о том, готов ли он отказаться от Голан. Реалии таковы, что противоречия между двумя государствами не ограничиваются лишь принадлежностью этого горного плато. Сирия наряду с Ираном была и остается ключевым спонсором откровенно враждебных еврейскому государству группировок ХАМАС и "Хезболла". Нет никакой гарантии того, что, получив желаемое, Дамаск отречется от связей с этими организациями, прекратит поддерживать антиизраильские инициативы Тегерана и, наконец, не решит в определенных обстоятельствах использовать полученное военно-стратегическое преимущество против соседнего государства.
В частных беседах представители израильского истеблишмента дают понять, что передача Голанских высот Сирии возможна. Однако для этого Тель-Авив должен убедиться, во-первых, в том, что этот шаг не поставит под удар безопасность Израиля и, во-вторых, что найдется некий внешний спонсор, который возьмет на себя расходы по переселению нынешних жителей Голан. Вторая проблема, по всей видимости, разрешима. Выделить Тель-Авиву требуемые для переселения $17 млрд в 1990-х гг. обещал прежний американский президент Билл Клинтон. Конечно, сейчас для этого потребовалась бы гораздо большая сумма, но в этом вопросе Вашингтон за ценой не постоит.
Совсем иначе обстоит дело с гарантиями безопасности, так как торг получается явно неравным. От Израиля требуется отказ от стратегически важной территории, а Сирия в ответ может предложить лишь обещание не поддерживать экстремистов и не нападать. Однако очевидно, что система безопасности государства не может основываться на обещаниях: ведь если Дамаск через какое-то время решит отказаться от достигнутых договоренностей, мирный договор с Тель-Авивом едва ли станет для него непреодолимым препятствием.
В связи с этим не случайно, что стать посредником между Израилем и Сирией изъявила желание именно Турция. Это государство - один из наиболее влиятельных ближневосточных игроков, к тому же Анкара в статусе миротворца приемлема и для Тель-Авива и для Дамаска. Турция давно стремится играть ключевую роль в регионе, и распутывание клубка застарелых израильско-сирийских противоречий стало бы бесспорным триумфом ее дипломатии. Теоретически политическая конфигурация, при которой Турция стала бы гарантом ненападения Сирии на Израиль, может быть надежной и долгосрочной. Тем более что Дамаск едва ли решится начать боевые действия в одиночку.
Однако Ближний Восток - крайне непростой регион, события в нем нередко развиваются непредсказуемо. Поэтому точно спрогнозировать то, как через несколько лет сложится в регионе политический калейдоскоп, кто придет к власти в Дамаске и к чему приведет сотрудничество Сирии с Ираном, сегодня невозможно. И это не говоря о том, что ни Турция, ни какое-либо другое государство не смогут ручаться за то, что Сирия не только на словах, но и на деле прекратит поддержку ХАМАС и "Хезболлы". Это наверняка отчетливо понимают в Тель-Авиве.
Существует и еще один нюанс. Если миссия Анкары завершится успехом, в политическом смысле сирийцы и израильтяне окажутся должниками турок. Это обстоятельство позволит Анкаре в определенном смысле манипулировать Тель-Авивом и Дамаском. Однако не следует забывать, что Израиль - весьма влиятельное и амбициозное государство, которое вынуждено быть осмотрительным в подобных вопросах. До сих пор в качестве посредников Тель-Авив признавал лишь мировые державы - США, Россию и ЕС, тогда как Турцию к категории таких государств отнести нельзя.
Это обстоятельство дало повод некоторым наблюдателям расценить начало переговоров как своего рода отвлекающий маневр, задуманный израильским премьером для переключения внимания общественности с внутренних проблем страны на внешние. Как известно, Эхуд Ольмерт подозревается в проведении незаконных сделок и в настоящее время балансирует на грани отставки. Если это предположение верно, то переговорный процесс, начатый в Стамбуле, можно считать сделкой между Анкарой и Тель-Авивом, в результате которой стороны стремятся заработать политические очки не на решении проблемы, а на его имитации. Турция заявляет о себе как о державе, взявшейся за решение вопроса, который оказался не по силам Вашингтону и Москве, а Ольмерт дает понять, что в то время, когда следователи ищут против него улики, его правительство нашло способ устранить одну из главных угроз для еврейского государства. Пока сложно сказать, насколько убедительным этот аргумент покажется правоохранительным органам Израиля, но рядовые граждане страны к возможности отказа от Голан относятся в целом негативно. Согласно опросам, против такого решения выступают более 70% респондентов.
В свою очередь, правительство Сирии оказалось в достаточно двусмысленной ситуации. С одной стороны, возвращение Голан только ценой честного слова стало бы для Башара Асада колоссальным достижением. Но с другой - сам факт переговоров с Израилем и необходимость что-либо обещать Тель-Авиву противоречат прежней позиции Дамаска. Свое негодование в связи с началом диалога уже высказал и ближайший союзник Сирии - Иран. Президент Ахмадинежад на днях заявил, что он "удивлен и недоволен тем, что Сирия нарушила свои обязательства перед Ираном" фактом начала переговоров. Дамаск заинтересован в продолжении диалога, но вместе с тем не хотел бы получать подобные упреки. Поэтому сирийское руководство заявляет, что не приемлет никакие предусловия, в частности, требования Израиля отказаться от связей с радикалами, и настаивает на том, что вопрос Голанских высот должен быть решен по формуле "земля в обмен на мир".
Вашингтон, ключевой союзник Анкары и Тель-Авива, похоже, не испытывает большого оптимизма в связи с турецкой инициативой. Вообще нынешняя администрация Белого дома сделала ставку на урегулирование израильско-палестинских противоречий , а сирийское направление рассматривает как дополнительное. Кроме того, ей по известным причинам не очень хотелось бы иметь дело с Дамаском. В настоящее время США занимают выжидательную позицию. В связи с этим стамбульское издание Turkish Daily News цитирует пожелавшего остаться неназванным сотрудника американского Госдепа: "Можно одновременно идти и жевать жвачку. Если на этом направлении появится прогресс - мы не будем возражать. Более того, мы подумаем о том, как можно будет его улучшить. Но объективно мы не считаем, что это такая инициатива, которая в короткие сроки даст хорошие результаты".
В реальности Сирия и поддерживающие ее силы - более могущественный противник Израиля, чем палестинцы, уже хотя бы в силу того, что последние разобщены. Несмотря на это, никаких признаков того, что начатый в Аннаполисе мирный диалог между Ольмертом и Аббасом хоть немного приблизил стороны к миру, нет. Это обстоятельство оставляет не много надежд на то, что усилия организаторов переговоров в Стамбуле окажутся более результативными.