Европу захлестнула банковская война

Читать в полной версии →
Глобальный экономический кризис не обошел стороной банковскую систему, долгое время являвшую собой верх стабильности и надежности. В Европе началась настоящая война за клиентов и как следствие - за ликвидность




Глобальный экономический кризис не обошел стороной банковскую систему Европы, долгое время являвшую собой верх стабильности и надежности. Проблемы с ликвидностью и кризис доверия сковали финансовые потоки, посадив большинство частных европейских банков на "голодный паек". Залогом их выживания в сложившейся ситуации стали лояльность клиентов-вкладчиков и государственная поддержка.

Примечательно, что именно эти обстоятельства серьезно накалили обстановку в банковском секторе Европы, спровоцировав самую настоящую банковскую войну за клиентов и как следствие - за ликвидность. Отправной точкой этой войны оказались действия правительств Ирландии и Исландии, заявивших о государственной поддержке своих банков. Эти деяния стали серьезным ударом по банкам третьего государства данного региона Европы - Англии. Деньги клиентов которых устремились в кредитные учреждения Ирландии и Исландии, привлеченные обещанными гарантиями. Английской стороне не осталось ничего иного, как предпринять аналогичные ответные действия, ставшие сокрушительным ударом, в частности, для банковской системы Исландии.

Сегодня банковская война продолжает неуклонно распространяться по всему европейскому континенту. На сей раз втянутыми в нее оказались Болгария и страны Балтии. Что касается последних, то в наиболее тяжелой ситуации оказалась сегодня Латвия, подвергшаяся самому настоящему шведскому "нашествию".

Напомним, что около 46% банковской системы этой страны находились под контролем двух крупнейших шведских банков - Swedbank и SEB, - тогда как единственным крупным национальным кредитным учреждением оставался лишь Parex bankа. Однако в последнее время и он оказался втянутым в "боевые действия" необъявленной всеевропейской банковской войны. Удар по оплоту латвийской банковской системы был нанесен 20 октября этого года, когда правительство Швеции представило план помощи финансовому сектору страны. Согласно плану, государство выделит банкам страны 1,5 трлн крон (€152,2 миллиона). Программа помощи включает в себя предоставление государственных гарантий по кредитам, а также создание антикризисного фонда. Срок действия программы - до 30 апреля 2009 года.

Государственная поддержка шведских банков спровоцировала отток средств вкладчиков из Parex bankа на счета его скандинавских конкурентов. В условиях кризиса доверия и ликвидности, это значительно ухудшило положение латвийского банка. В результате акционеры были вынуждены обратиться к правительству Латвии за государственной поддержкой, так как в последний месяц активы банка заметно ухудшились, что повлияло на показатели достаточности капитала и ликвидности.

Действия латвийского правительства оказались достаточно оперативными. Десятого ноября между ним и Parex bankа был заключен договор, в соответствии с которым государство обязалось оказать ему финансовую поддержку и взяло на себя ответственность за дальнейшую судьбу банка. Договор был подписан министром финансов Латвии Атисом Слактерисом, президентом ГАО "Latvijas Hipoteku un zemes bankа" Инесисом Фейферисом и совладельцами АО "Parex bankа" Валерием Каргиным и Виктором Красовицким. Согласно договору, 51% акций банка должны быть переданы АО "Latvijas Hipoteku un zemes bankа" - коммерческому банку со 100% государственным капиталом. Стоимость сделки является чисто символической - 2 лата. В результате Parex banka стал дочерним предприятием Latvijas Hipoteku un zemes bankа. При этом 34% капитала банка заложены в пользу Hipoteku bankа, ему же передано право использование права голоса по заложенным бумагам. Из капитала Parex bankа 15% акций остается в собственности миноритарных акционеров.

На данный момент решение о будущей стратегии развития Parex bankа пока не принято, однако, по мнению экспертов, приоритетом банка по-прежнему будут оставаться его клиенты и качество их обслуживания. Стоит заметить, что превращение Parex bankа в государственный банк станет главным фактором восстановления его стабильности. Во всяком случае, на сегодняшний день сомнений в надежности этой обновленной банковской структуры у клиентов практически не остается.

Важно понимать и то, что в случае с Parex bankа вряд ли уместно говорить о его национализации. Скорее, речь идет о масштабной государственной поддержке этой системообразующей финансовой структуры, в ответ на протекционистские действия правительств соседних стран. О том, что предпринятые латвийскими властями действия носят экстренный и временный характер, говорит тот факт, что, согласно условиям договора, по прошествии года бывшие мажоритарные акционеры банка имеют право выкупить свои акции обратно по той же самой цене.

Дмитрий ИВАНОВ |
Выбор читателей