|
Скарони считает необходимым возвращение к идее создания международного консорциума по надзору за украинской газотранспортной системой, возникшей еще в начале 2000-х гг., но так и не реализованной из-за отказа Украины. Как полагает глава Eni, другие крупные компании, такие как E.ОN и Gaz de France, его мнение разделяют. Он призывает сесть за стол переговоров все заинтересованные стороны, где были бы представлены также крупные поставщики, производители, потребители газа, в том числе НАК "Нефтегаз Украины". В свою очередь, власти Евросоюза в лице официального представителя Еврокомиссии Пиа Аренкильде Хансен в ответ на возмущение России поспешили заявить, что она была и остается стратегическим партнером ЕС в энергетическом диалоге. А сама конференция, на которой был подписан злополучный документ, была нацелена на повышение эффективности и прозрачности украинской ГТС, в чем заинтересована и РФ.
Украина тем временем выражает удивление по поводу намерения России перенести на неопределенный срок межправительственные консультации, планировавшиеся на следующей неделе. В Киеве сожалеют о решении Москвы и заявляют, что оно не будет способствовать улучшению отношений между двумя странами. Впрочем, большой вопрос, какой из стран от этого станет хуже.
Как полагает генеральный директор аналитического агентства "ИнфоТЭК Терминал" Рустам Танкаев, Украина сделала очередной ложный шаг: "Дело в том, что, как правильно сказал Владимир Путин, речь идет о транзите российского газа – никакой другой газ по этой системе поставляться не может. И, если Россия не принимает участия в обсуждении таких вопросов, где гарантия, что будет газ в этой системе? Вот мы построим "Южный поток", запустим на Ямале заводы по сжижению природного газа, и отпадет необходимость в украинском транзите".
"Yтро": Может быть, со стороны Украины это попытка привлечь к себе внимание ЕС и надавить на Россию?
Рустам Танкаев: Скорее, это такая хитрая комбинация, которая направлена на то, чтобы полностью исключить притязания России на какие бы то ни было объекты ГТС Украины. То есть, если идти по этому пути до конца, то идея должна быть такая: газ продается на границе России с Украиной, и дальше "Газпром" никакого отношения к этим поставкам не имеет. Все остальные движения, в том числе и выплаты денег, происходят уже на украинской земле, между Украиной и странами ЕС. Таким образом, Украина становится даже не столько транзитной страной, сколько посредником. Но эта позиция не слишком продуктивная, потому что если Россия будет против подобного решения, у нее есть полная возможность вообще исключить украинскую газотранспортную систему из транзита. После строительства "Южного потока" и после того, как часть поставок будет вестись через море танкерами, ГТС Украины может быть загружена всего на 50% - 60% с перспективой полного исключения из схемы поставок. Я думаю, что максимум в течение десять лет Россия способна полностью ликвидировать украинский транзит.
"Y": А заинтересована ли в этом сама Россия с коммерческой точки зрения?
Р.Т.: Это будет дороговато, экономического большого смысла здесь нет. Скорее, это политический шаг, и он больше направлен на то, чтобы повысить суверенитет и исключить возможность шантажа со стороны любых партнеров России. Потому что понятно, что показательное наказание одного партнера для остальных будет уроком. У нас уже был такой урок в истории. Значительная часть российской нефти поставлялась через порт Вентспилс в Латвии, но тоже возникли трения определенные между Россией и Латвией. В результате Россия полностью исключила этот порт из схемы поставок, и уже довольно много лет ни капли нефти через территорию Латвии не уходит. Все идет через Приморск. Для экономики Латвии это было очень серьезным ударом.
Для экономики Украины исключение российского транзита нефти и газа также будет очень сильным ударом. Здесь, конечно, правительство Украины делает ошибки. Негативные последствия тех вещей, которые сейчас творит украинское руководство, почувствуются не сразу, может быть, через 10 - 15 лет. Но через этот промежуток времени население Украины проклянет свое нынешнее руководство, потому что деньги за транзит – это огромная часть бюджета страны.