|
К сожалению, и сейчас во многих школах учителя чуть ли не палкой загоняют учеников в мир знаний. Такая ситуация обусловлена, с одной стороны, родителями, которые, вспоминая свои школьные годы, требуют от педагогов, чтобы их чадо "учили, как их самих". С другой стороны, учителя до сих пор нередко опираются на конспекты 1970-х гг., не замечая перемен, происходящих в России и в мире, не понимая, что новое время предъявляет к человеку новые требования, где главное – умение управлять информационными потоками, находить в море информации единственно важную, анализировать ее и на этой основе принимать решение.
Старое образование сродни отжившему свой век школьному автобусу. Его давно не ремонтировали, и он, скрипя несмазанными деталями, продолжает неторопливо двигаться по привычной колее, в то время как мимо со свистом проносятся современные чудеса автомобильной техники.
Интересно, когда мы поймем, что современное образование – это не сумма знаний, заколачиваемая в нерадивых учеников, а система, направленная на то, чтобы разбудить в ученике желание учиться и расти как личность? Именно такую методику предлагает образовательная система "Школа-2100".
На сегодняшний день в России сосуществуют четыре образовательные системы. В большинстве школ преподают по так называемой обновленной традиционной. Есть еще система Эльконина–Давыдова, созданная в 1952 г., система Занкова, появившаяся год спустя, и, наконец, "Школа-2100", занимающая в настоящее время 37% школьного рынка.
Начало "Школе-2100" положили материалы, подготовленные Временным научно-исследовательским коллективом (ВНИК) "Школа". Он был организован еще при Горбачеве, в него собрали лучших педагогов страны, поставив перед ними цель разработать систему образования, соответствующую запросам времени. ВНИК задачу выполнил, но со сменой власти подготовленные материалы оказались не востребованы, пока не появилась группа ученых и педагогов, решивших создать в России новую развивающую образовательную систему.
Примерно в то же время, в начале 1990-х, педагоги Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева подготовили серию учебников по чтению для начальной школы. Книжки "Капельки солнца", "Маленькая дверь в большой мир", "В одном счастливом детстве", "В океане света" стали практическим воплощением теории, легшей в основу образовательной системе "Школа-2100".
Д.Д. Данилов, А.А. Вахрушев, |
Долгие годы руководителем группы был академик А.А. Леонтьев, психолог, человек с энциклопедическими знаниями и мировым именем. Неоценимую помощь оказал академик Д.И. Фельдштейн – в основу учебников легла его теория взросления. Академик Ш.А. Амонашвили помог реализовать "гуманную педагогику". Много современных идей, связанных с воспитанием учащихся, привнесла в систему академик С.К. Бондырева.
Мы решили поподробнее узнать об образовательной системе "Школа-2100" и с этой целью обратились к одному из ее авторов – президенту межрегиональной общественной организации в поддержку образовательной системы "Школа-2100", члену-корреспонденту АПСН, профессору Р.Н. Бунееву.
– Рустэм Николаевич, премия правительства РФ в области образования – это своего рода знак качества, доверия и поддержки. Что отличает систему "Школа-2100" от других существующих образовательных систем?
– Основная идея, лежащая в основе образовательной системы "Школа-2100", – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека. "Школа-2100" – это не набор отдельных приемов, а философия образования, предполагающая совсем иной уровень взаимоотношений между учителем и учеником. По нашей системе ученик перестает быть объектом учительского воздействия. Между ним и педагогом выстраиваются партнерские взаимоотношения.
Другие образовательные методики чаще всего не столько пытаются научить ученика думать, сколько стремятся в жесткой форме вложить в его голову определенный набор кем-то сформулированной информации.
– А чем плохо иметь стандартный набор знаний?
– Не забывайте, что объем информации в мире стремительно обновляется. Знания, вызубренные сегодня, завтра станут бесполезными. Это тупиковый путь развития, способствующий тому, что сегодняшние школьники завтра не смогут найти свое место в жизни. И тогда Россия вместо сильной постиндустриальной державы окажется в группе развивающихся стран.
– Так все плохо?
– Я приведу вам один пример. В мире раз в два года проходят международные тестирования школьников разных возрастов по системе PIRLS (для начальной школы) и PISA (для средней школы), показывающие конкурентоспособность образования в мировом масштабе. На тестировании 2006 г. российские четвероклассники оказались на первом месте, а 11-й класс – чуть ли не на самом последнем. Отсюда вывод: наши образовательные реформы застряли на полпути. Если начальная школа обновила технологии и принципы обучения, то средняя, изменив содержание, в остальном осталась на уровне 60-х – 70-х годов. А какая страна, как вы думаете, заняла первое место в тестировании 11-классников? Финляндия. Образованию они уделяют колоссальное значение, используют самые передовые методы и не жалеют на это денег.
В России до сих пор не поймут, что учиться надо не ради оценки, зачастую довольно сомнительной и не всегда справедливой, не для папы с мамой, не ради одобрения учителя, а для того, чтобы стать успешным в жизни. И главный показатель успешной учебы – не количество вызубренных параграфов, а то, как ученик умеет пользоваться в жизни своими знаниями.
Создавая систему "Школа-2100", мы воспользовались забытой, но не потерявшей актуальности идеей, что ученик должен обогнать своих учителей. При этом учителю отводится роль проводника, консультанта, оппонента ученика, а не наставника, его задача – разбудить у ребенка любовь к познанию и привить желание к самосовершенствованию.
Самое трудное для учителя – воспринять новую образовательную философию, основанную на уважении к ученику. Если педагог принимает эту философию, он уже понимает, что можно и чего нельзя делать на уроке.
– Вы не только разработали новую систему школьного образования, но и подкрепили ее внушительным количеством учебных пособий...
– Если быть точным, 186 учебников и учебных пособий по всем предметам школьной программы с 1-го по 11-й класс. Начало этой серии положили учебники по чтению, которые мы с моим соавтором Екатериной Валерьевной Бунеевой задумали еще в голодные 90-е. Помните, какое тогда было время? Переворот в мозгах и в жизни, экономический кризис, отсутствие работы и денег, пустые прилавки и голодные глаза детей.
Однажды я застал нашу дочку, читающую со слезами на глазах рассказ в учебнике по чтению. Я вспомнил, что еще сам чуть не плакал над этим рассказом в школе. Пришла печальная мысль: почему наши дети до сих пор учатся по старым школьным книжкам, почему чтение вместо радости и наслаждения превращается для них в муку и борьбу с писателем?
Так возникла идея попробовать написать учебник, который мог бы предложить ребенку интересные произведения, побуждающие его к чтению. Мы на 90% сменили спектр предлагаемой литературы и впервые предложили школьникам произведения Ахматовой, Пастернака, Цветаевой, Самойлова, Окуджавы и Высоцкого. Первая книга называлась "Маленькая дверь в большой мир".
– Вероятно, ее издание совершило переворот в головах учителей?
– Во-первых, издать ее нам удалось не сразу. Издательства не хотели публиковать учебник никому не известных авторов. Тогда мы с Екатериной Валерьевной начали использовать его в нашей педагогической практике, давали ксерокопии друзьям, у которых были дети, коллегам. Очень скоро наша "Маленькая дверь" в копиях разошлась по школам Москвы, Питера, других городов. А потом нам повезло: учебно-педагогическое издательство "Баласс" выпустило первый пробный тираж – 50 тысяч экземпляров – "Маленькой двери в большой мир", который разлетелся буквально за месяц.
Мы поняли, что надо продолжать писать дальше. Вслед за первой книжкой появились другие: "Капельки солнца", "В океане света", "В одном счастливом детстве".
Позже, когда образовательная система "Школа-2100" стала выкристаллизовываться, у нас появились единомышленники, новые направления и учебные пособия. Так, в конечном итоге, у нас получился полный курс для массовой школы с 1-го по 11-й класс.
– Можно ли утверждать, что благодаря усилиям вашей группы Россия вернет себе лидирующие позиции в системе школьного образования?
– С внедрением нашей развивающей образовательной системы, как показали эксперименты, у России действительно появляется шанс вернуть себе звание страны, обладающей самой эффективной системой образования. Без этого наша страна не сможет двигаться дальше. Нам надо понять главное: государство только тогда станет сильным, когда в нем появится много индивидуумов, умеющих думать, созидать и принимать самостоятельные решения. А это станет возможно, когда учитель в классе будет растить не послушного ребенка, как попугайчик тарабанящего чужие истины, а самостоятельную личность, занимающую активную позицию. Именно на создание такой личности и направлена вся образовательная система "Школа-2100".