|
Иран, Ирак и Сирия подписали меморандум о намерении соорудить газопровод протяженностью более 5 тыс. км, который свяжет крупнейшее в мире иранское месторождение Южный Парс с Европой. Стоимость строительства этой трубы составит около $10 млрд, а ее пропускная способность – 110 млн кубометров газа в сутки, или 40 млрд кубов в год. Часть этих объемов достанется странам-транзитерам. В частности, Ирак претендует на 10-15 млн куб. м газа в сутки, Ливан – на 5-7 млн куб. м, Сирия – на 15-20 миллионов. Итого порядка 10-15 млрд кубометров год. Значит, 25-30 млрд дойдут до Европы.
Именно столько составляет проектная мощность газопровода Nabucco, строительство которого после многочисленных задержек должно начаться в будущем году. Возможно, оно опять будет отложено. Дело в том, что до сих пор непонятно, откуда взять газ для наполнения этой трубы: кроме 5-7 млрд кубометров азербайджанского газа, других источников нет. Точнее, к ним нет доступа по географическим или политическим причинам. Например, Туркмения отделена Каспийским морем, а Иран – политической пропастью. Он некогда рассматривался в качестве потенциального поставщика газа для Nabucco, однако обострившаяся в последние годы конфронтация Тегерана с США и их союзниками сделала невозможным его участие в любых энергетических проектах Запада.
Тем не менее, Иран остается второй по величине кладовой "голубого топлива" в мире: его запасы оцениваются в 30 трлн кубометров (на первом месте Россия с 45 триллионами). Правда, до сих пор иранский газ практически не шел на экспорт по причине того, что добывали его крайне неактивно (в 4 раза меньше, чем в России). Но в министерстве нефти ИРИ заявляют, что Иран уже сейчас готов добывать порядка 220 млрд кубометров газа в год, и по мере освоения месторождения Южный Парс (16 трлн куб. м) эта цифра будет расти. Таким образом, для наполнения своей экспортной трубы Иран располагает более чем солидной ресурсной базой, и в этом смысле его проект выглядит куда выигрышнее европейского Nabucco и даже российского "Южного потока".
Но есть другие проблемы. Например, "экзотический" с точки зрения международного бизнеса состав участников исламского газового проекта. Во-первых, сам Иран, инвестиции в энергетику которого запрещены законодательством США. Во-вторых, Ирак, где со времен свержения Саддама Хусейна любимой национальной забавой стал подрыв трубопроводов. В-третьих, Сирия, балансирующая на грани гражданской войны и международных санкций. Кроме того, не ясно, как иранский газ преодолеет Средиземное море: придется либо прокладывать длиннющую подводную трубу, либо брать в компаньоны еще и Турцию. Последнее обстоятельство может серьезно повлиять на рентабельность проекта (турки накрутят цену транзита) и вызывать еще больше недовольства в Европе: там считают, что Анкара и так уже сосредоточила в своих руках слишком много энергетических артерий, снабжающих Запад. Наконец, на иранский газ пока нет покупателей в Европе – даже потенциальных, а без этого начинать строительство невозможно, поскольку никто не будет кредитовать такой проект.
Таким образом, шансы "исламского газопровода" пока выглядят довольно бледно. Тем не менее, не исключено, что и он, и "Южный поток", и Nabucco будут построены и востребованы. Потому что Европе год от года будет требоваться все больше газа. Согласно прогнозу Европейского союза газовой промышленности, потребление "голубого топлива" в ЕС будет возрастать на 1% в год – т.е., на 5-6 млрд кубометров. Это значит, что каждые 5 лет придется строить новую трубу типа Nabucco или несколько терминалов для приема сжиженного газа.
Впрочем, возможно, что и этот темп придется ускорить. Причин тому две. Первая заключается в том, что ряду европейских стран (в том числе Германии и Италии) необходимо будет чем-то заменять ядерную энергетику, от которой они решили отказаться после аварии на "Фукусиме-1". Солнце и ветер пока не смогут компенсировать закрывающиеся АЭС, поэтому понадобится больше газа – это самый экологически чистый и эффективный вид ископаемого топлива. Вторая причина состоит в том, что под непрекращающуюся риторику о глобальном потеплении Европа начинает потихоньку замерзать. Тысячелетиями согревавшее ее теплое течение Гольфстрим стало сбоить, разрезаемое холодным Лабрадорским течением. Следствием этого стал стойкий снежный покров и аномальные (по местным меркам) морозы в Западной Европе в прошлый осенне-зимний период. Пока это просто называется холодной зимой, но не исключено, что такие явления станут для Европы нормой. И тогда ей понадобится гораздо больше газа, причем неважно, российского или "исламского".