|
"Yтро": С какой целью вы создавали Российский Союз студенческих организаций? Чем он занимается?
Андрей Андриянов: Вопрос создания такой организации назревал давно. Прежний союз работал, в основном, со студентами стран СНГ. То есть консолидация студентов в России уступала международному взаимодействию. Потребность создания организации всероссийского формата, которая объединяла бы студентов и их организации по стране, была всегда. Нужна была единая площадка для дискуссий, обмена опытом. Я поддержал эту идею, стал инициатором. Чуть позже, во время февральской встречи в Сочи, мы донесли ее до премьер-министра Путина. Он одобрил проект, так появился РССО.
Сегодня российское студенчество – это больше семи миллионов человек. Это гражданская сила с огромным потенциалом, которая нуждается в консолидации и внимании. В РССО мы занимаемся вопросами студенческого контроля качества образования, традиционным вопросом самоуправления и быта студентов, вопросами вузовской науки и участия студентов во всех внутриуниверситетских процессах...
Y: Есть ли у самих студентов желание заниматься гражданской и социальной работой?
А.А.: В принципе, есть. Может, это желание не настолько ярко выражено, как хотелось бы. Но и в Москве, и в регионах студенты готовы сообщать о тех проблемах и тенденциях, которые их волнуют. Они постоянно пытаются отстаивать свои права.
Есть уже и первые победы. Недавно мы обратились к министру образования и науки Фурсенко с просьбой не выселять из московского помещения Государственную академию славянской культуры. Это федеральное образовательное учреждение находится на площадях, принадлежащих Москве. Там возник имущественный спор, который чуть не привел к выселению академии из здания с участием судебных приставов. Мы обратились в министерство, и это сработало. Сейчас академии позволено находиться в прежнем помещении до тех пор, пока им не помогут (в том числе РССО) найти другое.
Y: То есть "вертикальные" связи с чиновниками у вас уже налажены?
А.А.: Взаимодействие с властью сейчас налаживается. Хотя бы то, что я являюсь членом федерального координационного совета народного фронта, помогает продвигать инициативы студенчества, отстаивать его интересы на самом высоком уровне. Стало достаточно просто контактировать с Министерством образования, доносить до чиновников наши вопросы. Уже не нужно каждую мелочь пробивать коридорами и секретарями: многие проблемы достаточно легко доводятся до непосредственных руководителей, которые принимают решения. Диалог стал более прямым и открытым.
Y: А ректорское сообщество насколько готово к сотрудничеству?
А.А.: Вопрос тонкий. Мы ведь задумали организовать студенческий антикоррупционный фронт, в задачи которого будет входить передача информации о фактах коррупции в вузах непосредственно в СМИ. Проблема такая в России, мягко говоря, существует – то в одном вузе громкий скандал, то в другом. Без студентов, которые знают ситуацию изнутри, эту проблему не решить. Я прекрасно понимаю, что вскрывать факты коррупции нам будет очень сложно, поскольку это может затрагивать "доброе имя" того или иного вуза. Но работать на предотвращение с помощью системы мониторинга мы сможем.
Любой мудрый ректор понимает, что залог его карьерного успеха – это популярность у студентов, их уважение и благосклонность. Если он будет ставить информационный и коммуникативный заслон, он не будет ориентироваться в потребностях и чаяниях студентов. Как следствие, в своей профессиональной среде (среди ректоров) он будет терять авторитет, потому что будет "не в теме".
Y: Как вы собираетесь контролировать качество образования в вузах?
А.А.: Мы в процессе разработки системы контроля. Изучаем опыт других регионов и зарубежных вузов. Где-то есть рейтинги преподавателей. На Западе вообще очень жесткий подход: если у преподавателя студенческий рейтинг ниже минимального уровня, на следующий день его увольняют из университета. Есть вузы, которые включают значительное количество студентов в свои ученые советы – как в общеуниверситетские, так и факультетские. Пока мы собираем информацию.
В настоящее время министерство разрабатывает образовательные стандарты 3-го поколения. Хочется, чтобы они предполагали включение новых курсов. По сравнению с образованием 30-летней давности сейчас система должна быть гибче. Те знания, которые сегодня считаются передовыми, уже завтра становятся рядовыми. Есть лекторы, которые 40 лет читают одну и ту же лекцию. Обновите немного свои знания, расскажите студентам что-то новое. Часто преподаватели наотрез отказываются корректировать лекционные курсы. Это неправильно. Со стороны преподавательского состава должна быть реакция на востребованность тех или иных знаний в современном обществе, в современной экономике. Здесь, конечно, адекватное мнение студентов и их будущих работодателей должно быть услышано.
Y: РССО помогает студентам и выпускникам вузов с трудоустройством?
А.А.: Этот вопрос – один из важнейших. После кризиса молодым специалистам стало особенно трудно найти желанную работу. У нас есть задача наладить связь студенчества с потенциальными работодателями. Например, планируем вплотную заняться организацией стажировок, студенческой практики в российских и зарубежных компаниях. Долгое время этим переходным сегментом между образованием и карьерой вообще не занимались. А для студента это – реальный шанс устроиться в жизни без потери времени. Постажироваться на старших курсах в компании, поработать даже бесплатно, попробовать и проявить себя – отличный вариант. Когда студент будет выпускаться, в резюме у него уже будет важная строчка. Система стажировок у нас в стране сегодня не развита. Это в конечном счете негативно влияет на успешность экономики страны. Ведь именно стажировки помогают набрать в российские компании наиболее эффективных сотрудников.
Хотим уделить внимание и научному сектору. С нашей подачи при вузах начинают образовываться малые инвестиционные предприятия (в соответствии с 217-м ФЗ). Они призваны реализовать конкретные инновационные научные проекты студентов и аспирантов их же силами. То есть сами студенты и аспиранты будут там работать – доводить свои идеи до реальных разработок. Чтобы ходячий робот-помощник для инвалидов не оставался в единственном опытном экземпляре, чтобы умные системы управления водоснабжением в доме стали бы такой же привычной частью нашей жизни, как мобильная связь.
Y: Насколько Российский Союз студенческих организаций политизирован? Будет ли он участвовать в политической жизни страны?
А.А.: Есть такая присказка: "Если ты не занимаешься политикой, политика займется тобой". Без нее никуда. То, что я попал в состав координационного совета народного фронта, только усилило позиции студенчества. Меня никто ни к чему не принуждал, однако новые дополнительные возможности у студентов появились, появился прямой диалог. Студенчество как социальную группу заметили, вывели на более высокий уровень. Это стало стимулом для выдвижения множества гражданских инициатив. Лично я буду баллотироваться в Госдуму с определенными, уже заявленными вопросами. Например, хочу добиться изменения статуса аспиранта в России с "учащегося" на "научного работника" с достойной зарплатой (как это практикуется на Западе). Вопрос это законодательный – решает его Госдума.
Само по себе студенчество довольно аполитично. РССО видит своей целью не агитацию (этим, как правило, занимаются политические партии), а повышение политической грамотности студенчества. Я уже не раз заявлял, что деятельность политических партий в вузах запрещена законом, и мы закон нарушать не будем.
Другое дело, что студенчество все равно так или иначе пытаются использовать в политике. Как правило, открыто проплачивают участие в акциях и митингах. Так происходит именно из-за того, что многие молодые люди не разбираются и не хотят разбираться, в чем суть политических инициатив тех или иных организаций, за что или против чего они выступают. Если у человека нет понимания политических процессов и ситуации, он неминуемо становится орудием.
В рамках народного фронта мы работаем как неполитическая организация, представляем гражданские интересы студенчества. Если мы и будем проводить политический ликбез среди студентов, то никак не в виде агитации. Скорее, в виде выработки политического самосознания. Сознания возможности что-либо изменить.