Япония забыла про Курилы

Читать в полной версии →
В условиях угрозы энергокризиса территориальные претензии отходят на второй план. Японии теперь важнее организовать стабильные поставки нефти и газа из России, поэтому она, видимо, пойдет на сближение


ФОТО: AP



Япония продолжает менять министров и целые правительства, но на ее тормозную экономику это не действует. Новое правительство работает всего три недели, а в нем уже произошли кадровые изменения. Экономику Страны восходящего солнца подкосили не только мартовские природные катаклизмы, но последовавшие за ними проверки и остановка большинства АЭС. Для роста производства банально не хватает электричества. И перспективы не внушают оптимизма: правительство Ёсихико Ноды, как и предыдущее, заявляет о намерении постепенно отказаться от ядерной энергетики.

Ожидается, что ВВП Японии во втором квартале этого года снизился более значительно, чем предрекали предварительные официальные данные – на 2,1% в годовом исчислении. А обусловлен этот спад сокращением капитальных расходов компаний. То есть они стали меньше инвестировать в производство. А почему? Во многом потому, что перспективы национальной энергетики вызывают у них большие сомнения. В стране действуют лишь 11 атомных реакторов из 54. И не из-за того, что остальные пострадали от цунами или землетрясений. Нет, их остановили для всевозможных проверок и не спешат вновь запускать.

Премьер-министр Нода заявляет, что Япония будет снижать свою зависимость от мирного атома. К лету будущего года правительство намерено разработать новую энергетическую стратегию. "В среднесрочной перспективе мы снизим, насколько это возможно, степень зависимости от атомной энергетики", – сказал Нода, выступая с программной речью в парламенте. Затем министр экономики, торговли и промышленности Ёсио Хатиро, ссылаясь на эти слова премьер-министра, заявил, что число атомных станций в Японии будет сведено к нулю. Сроки он не указал. Правда, спустя неделю Хатиро вынужден был уйти в отставку – за черный юмор на тему радиации (он назвал Фукусиму "городом смерти" и вытирал об журналистов свой защитный костюм, "перепачканный" в радиации на АЭС). Но новым министром был назначен Юкио Эдано, до этого долго курировавший ликвидацию аварии на "Фукусиме-1". По всей видимости, это занятие его впечатлило: эксперты уверены, что он будет твердо следовать курсу на закрытие всех АЭС в стране.

Одна беда: Япония долго и целенаправленно развивала ядерную энергетику, и заменить мирный атом ей пока нечем. Альтернативная энергетика (ветряки и солнечные батареи) развивается полным ходом, но пока не может восполнить ядерную дыру в энергобалансе страны. Есть резервные мощности тепловых электростанций, но они нуждаются в подготовке к включению в сеть, да и углеводородные энергоносители нынче недешевы. Значит, электроэнергия в Японии станет дороже.

Сознавая эти проблемы, премьер Нода обещал перезапустить после профилактического техосмотра все АЭС, безопасность которых будет гарантирована. Однако ни один из остановленных реакторов до сих пор не запущен. И дело здесь не в медлительности японских ядерщиков, проверяющих эти объекты (многие уже проверены и признаны безопасными), а в сильном давлении со стороны общественности. Напуганные "Фукусимой" японцы (особенно живущие поблизости от многочисленных АЭС) не хотят, чтобы эти потенциальные источники радиации вновь угрожали их жизни и здоровью. В итоге доля атома в выработке электроэнергии в Японии уже сократилась с 30% до менее 10%. Эксперты полагают, что если такая тенденция сохранится и дальше, то на будущий год вся атомная энергетика Японии окажется фактически замороженной. И о каком росте ВВП тогда может идти речь?

Возможно, именно из-за соображений энергетической безопасности власти Японии вновь заговорили о богатой углеводородным топливом России. Заговорили в конструктивном ключе. Так, новый министр иностранных дел Японии Коитиро Гэмба недавно заявил, что Япония готова разработать конкретный план развития стратегического сотрудничества с Россией, в частности, совместной экономической деятельности на Южных Курилах. При этом, правда, он не забыл обмолвиться, что у России нет никаких правовых оснований на владение этими островами. Но это была, скорее, ремарка для внутреннего потребителя в Японии. Сама же инициатива прозвучала многообещающе. Так в условиях угрозы энергокризиса даже территориальные претензии отходят на второй план. Японии теперь важнее организовать стабильные поставки нефти и газа из России, и поэтому она, видимо, пойдет на сближение с нашей страной. В том числе, на Курилах.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей