Последний год "старого мира"

Читать в полной версии →
Что ждет Россию и мир в наступившем году? Будет ли это действительно конец света в том или ином понимании или в очередной раз пронесет, как это было в минувшем 2011-м?


Иван Айвазовский. "Волна", 1889



Ушедший в историю неоднозначный, но в целом позитивный 2011-й оставил столько вопросов и проблем, что на их фоне "намеченный" на этот год конец света кажется не более чем детской фантазией.

Чего ждать от наступившего года? Будет ли это действительно "конец света" в том или ином понимании этого слова, или в очередной раз пронесет?

Бомба под "старым миром": фитиль уже дымится

Однозначных ответов на эти вопросы сейчас дать невозможно. Развитие событий в мировой экономике и политике будет зависеть от огромного числа факторов, которым еще только предстоит проявить себя в течение ближайших 12 месяцев. Однако все это уже не способно остановить тектонические процессы, запущенные ранее. Мир ждут глобальные изменения, и вопрос лишь в том, какие из них придутся на 2012 г., а какие будут оставлены "на потом".

Системный кризис "старого мира", с его сверхдержавными жандармами, движением капитала и производительных сил, рефлексирующими рынками и привычными представлениями о ценностях, начался не вчера. Точкой его отсчета можно считать обвал ипотечного рынка США в 2007-м и крах Lehman Brothers в 2008-м. После этого кризис уже никуда не уходил. Он лишь менял свои внешние проявления, с жестких и очевидных – на более мягкие и латентные. Результаты этих изменений всплыли на поверхность в 2011-м. Тогда "на пересмотр" оказались поставлены базовые принципы функционирования "старого мира". И некоторые результаты этого пересмотра можно будет увидеть уже в наступившем году.

Америка выстоит

Базовыми точками, от которых будут отталкиваться события во всех областях экономики, станет ситуация вокруг американского внешнего долга и еврозоны.

Что касается США, то бесспорным ударом по их имиджу станового хребта мировой экономики стало снижение высшего кредитного рейтинга страны агентством Standard & Poors. Это едва не привело к панике на глобальных финансовых рынках, в результате которой все могло бы закончиться довольно печально еще в прошлом году. Однако эмитент главной мировой резервной валюты устоял на ногах. Это произошло во многом благодаря сохранению доверия к доллару, американским казначейским обязательствам, но прежде всего – экономической и политической мощи США как таковой. "Старый мир", на протяжении нескольких десятилетий складывавшийся вокруг крупнейшей в мире экономики, выстоял. Будет ли судьба столь благосклонна к Штатам в 2012-м – вопрос не из праздных. Опасность заключается в том, что приемы, долгое время позволявшие избегать критической развязки, рано или поздно дадут сбой. Относительно эффективный метод перевода проблемного частного долга в государственный, при помощи "количественного смягчения" близок к утрате эффективности. Каждое новое включение печатного станка становится все более рискованным, и это прекрасно понимают в ФРС.

Теоретически это чревато потерей веры в американские долговые обязательства и доллар. Массовый вывод инвесторами своих капиталов в иные активы влечет за собой неминуемое обрушение мирового долгового рынка, доллара, а с ними и всей существующей мировой финансовой системы. Последствия этого будут вполне сопоставимы с "концом света" – по крайней мере, в финансово-экономическом аспекте этого понятия.

В минувшем году США невольно сделали как минимум два шага к подобному исходу. Первый – это демонстрация неспособности в рабочем порядке провести через Конгресс решение о повышении потолка заимствований, второй – утрата высшего кредитного рейтинга от Standard & Poors. Вероятность того, что новые шаги в этом направлении будут сделаны и в 2012 г., высока как никогда.

И все же с высокой долей вероятности можно сказать, что обрушения рынка американского внешнего долга, а с ним и доллара в наступившем году не произойдет. Напомним, что американская экономика давно не является экономикой отдельно взятой страны под названием США. Скорее, она представляет собой глобальную финансово-экономическую систему, инкорпорировавшую в себя все ведущие экономики мира, включая китайскую. Это означает, что в условиях отсутствия альтернативы нынешней системе мир сделает все возможное и невозможное для сохранения существующего статус-кво.

На сегодняшний момент это вполне реально. Прежде всего, из-за сравнительно неплохого экономического и политического состояния самих Штатов. Впрочем, все это не снимает общей проблемы – неотвратимости схлопывания или глубокой трансформации системы, построенной на долговом принципе. Хотя и произойдет это явно не завтра.

Европа под вопросом

Гораздо хуже обстоит ситуация с Европой и единой европейской валютой. Вероятность серьезных экономических, а вслед за ними и социально-политических потрясений в Старом Свете перевалила за 50%.

В наступившем году Европа продолжит расплачиваться за придуманную систему "европейского социализма". Весьма неоднозначные идеи социальной справедливости в отношении недостаточно развитых стран и социальных групп в свое время возобладали над экономическим прагматизмом и здравым смыслом. Затягивание в валютный союз экономически слабых стран, а также создание неоправданно большой системы социальных гарантий грозят окончательно подорвать экономики "локомотивов" ЕС: Франции и Германии.

Бичом Европы остается долговой кризис, продолжающий набирать обороты. Ситуацию усугубляет хроническая неспособность значительной части европейских стран решиться на затягивание поясов ради выживания. На днях премьер-министр Греции Лукас Пападимос заявил, что уже в марте 2012 г. стране может грозить дефолт. По его словам, это произойдет, если лидеры профсоюзов не согласятся на дальнейшие сокращения заработной платы, что приведет к срыву программы спасения экономики страны. Схожая ситуация характерна и для большинства других "социалистических" стран Европы. Что же касается Греции, уйти от дефолта в 2012 г. ей уже вряд ли удастся. И, возможно, не ей одной.

Наибольшую опасность представляет то, что в результате долгового кризиса на грани рецессии может оказаться экономика Франции. Если это действительно произойдет, экономическая катастрофа общеевропейского или даже всемирного масштаба в 2012 году станет реальностью. Французские власти разрываемы дилеммой одновременного поддержания на плаву стремительно идущего ко дну европейского валютного союза и спасения собственного бюджета. На этом фоне ошибочное "понижение рейтинга" Франции Standard & Poors в конце 2011 г. может оказаться плохим знамением.

В ноябре прошлого года ОЭСР понизила прогноз роста ВВП Франции до 0,3% в 2012 г., предупредив о возможности рецессии. По мнению экспертов организации, Франция может столкнуться с рецессией на фоне усугубляющихся долговых проблем еврозоны. В связи с этим ОЭСР призвала правительство республики к жесткой бюджетной экономии и сокращению социальных расходов. Реализовать это будет достаточно сложно, особенно с учетом приближающихся президентских выборов. К тому же, сокращение социальных расходов неизбежно обернется замедлением роста экономики из-за снижения покупательной способности населения.

Но прибегнуть к непопулярным мерам французским властям все-таки придется. Возникновение даже не самых больших экономических проблем у этой страны приведет к усугублению и без того критического положения дел в еврозоне.

Прощай, евро?

Наступивший год вполне может стать последним годом для единой европейской валюты или для зоны евро в ее нынешнем виде. Это вовсе не страшилки и не пустые слова. Очевидно, что в случае возникновения критической ситуации во Франции или Германии нынешние гаранты евро будут спасать в первую очередь свои экономики. Об отсутствии намерений вытаскивать из кризиса евро посредством валютных интервенций заявил и ЕЦБ. По словам его руководителя Люка Коэна, "покупка Европейским центробанком государственных облигаций периферийных стран еврозоны не является решением проблемы". При этом, однако, Коэн считает сценарий распада еврозоны "полнейшей фантазией".

Будет ли 2012-й годом реализации "фантазий", станет ясно довольно скоро. Забавно, что сам Коэн возлагает большие надежды на... брюссельский пакт от 9 декабря 2011 года. Этот документ, предварительно согласованный европейскими лидерами на саммите ЕС, предусматривает юридическую ответственность государств за невыполнение программы проведения согласованной налоговой и бюджетной политики, что будет отражено на законодательном уровне через поправки к существующим европейским конвенциям. В документе оговаривается, что в случае несоблюдения страной бюджетной дисциплины она может быть привлечена к ответу перед Европейским судом. В соответствии с пактом, присоединившиеся к нему страны будут поддерживать структурный дефицит бюджета на уровне 0,5% от номинального ВВП, общий дефицит на уровне менее 3% и госдолг, не превышающий 60% от ВВП.

К сожалению, сегодня подобные документы уже мало чем могут помочь зоне евро. Проблема носит куда более глубокий характер, уходя корнями в историю создания единой европейской валюты. Основной ее причиной являются неразрешимые противоречия между интересами субъектов еврозоны – суверенными государствами, ведущими собственную финансовую политику, и наднациональной надстройкой в виде самого валютного союза. С первого дня существования еврозоны это противоречие вызывало у экспертов множество сомнений. В настоящее время оно переросло в перманентный кризис, разрешение которого в существующем формате зоны евро не представляется возможным.

В случае краха евро или распада еврозоны судьба мировой финансовой системы может оказаться под большим вопросом. Посему ситуацию вокруг евро можно назвать главным экономическим риском наступившего года.

Вначале будет нефть

Еще одним, и весьма существенным, кризисом наступившего года может стать обострение ситуации на нефтяном рынке. Причиной тому может послужить блокирование Ираном стратегически важного Ормузского пролива, на который приходится 33% глобального экспорта нефти и 40% глобального экспорта нефтепродуктов, осуществляемых морским путем.

27 декабря 2011 г. первый вице-президент Исламской Республики Мохаммад Реза Рахими сообщил, что Военно-морские силы Ирана заблокируют проход танкеров по Ормузскому проливу, если Запад введет санкции в отношении нефтяной отрасли Ирана. Введение подобных санкций вполне вероятно в связи с возросшей активностью Ирана в плане реализации им собственной ядерной программы.

Впрочем, блокирование пролива может оказаться и блефом, иначе Иран рискует настроить против себя все мировое сообщество, что явно не пойдет ему на пользу. Но даже в этом случае, потенциальный рост напряженности в зоне Ормузского пролива будет являться важнейшим фактором поддержания высоких мировых цен на нефть.

Даже при отсутствии каких-либо действий со стороны Ирана и Запада нынешняя риторика сторон позволяет предположить, что цены на черное золото (по Brent) в 2012 г. не опустятся ниже $100 за баррель. Если же блокада пролива состоится, не говоря уже о возможности военных столкновений, оценить возможный потолок скачка цен будет крайне сложно.

Рост нефтяных цен на некоторое время продлит относительно благополучное экономическое положение нефтедобывающих стран. Однако по прошествии некоторого времени эти события способны привести к противоположенному эффекту. А именно – к окончательному обвалу экономики Европы, приостановлению экономического роста в Китае и серьезному ухудшению ситуации в экономике России.

Россия

Российская экономика в 2012 г., как и прежде, будет идти в русле событий, развивающихся в экономике мировой. С той лишь разницей, что между мировыми и российскими событиями будет иметь место временной лаг, объясняющийся неплохими перспективами по сохранению высоких мировых цен на нефть. Это обуславливает внешний эффект сохранения в России стабильности и благополучия на фоне драматических событий, происходящих в Европе. Вполне возможно, что этот лаг окажется длиной в весь или почти весь 2012 год. Зримое ухудшение ситуации в российской экономике наступит лишь после того, как европейские экономические проблемы скажутся на объемах потребления Европой российских нефти и газа.

В соответствии с прогнозами Минэкономразвития РФ, рост ВВП в 2012 г. составит 3,7%, а инфляция – 5,5%. Резких колебаний курса, а тем более девальвации российской национальной валюты пока не предвидится.

Впрочем, по мнению ряда экспертов, ситуация может оказаться значительно хуже. Так, по словам замминистра финансов РФ Сергея Сторчака, наступивший год может ознаменоваться и началом рецессии в экономике. "Для нас основное и определяющее – это спрос на российские товары за пределами нашей страны. К сожалению, мы еще не можем говорить, что фактор внутреннего спроса обеспечит нам высокие темпы роста", – говорит заместитель министра. По его мнению, высокими можно назвать темпы как минимум в 5% прироста ВВП. "Если была бы возможность за счет внутреннего спроса решать социальные проблемы, я думаю, что мы могли бы чувствовать себя достаточно уверенно. Но пока такая возможность низка", – пояснил Сергей Сторчак.

Определенные неожиданности могут быть вызваны и событиями, связанными с президентскими выборами в марте этого года. Однако их воздействие на экономику, скорее всего, будет менее значительным по сравнению с нефтяным фактором. Нефть и газ прекрасно покупаются у стран даже с самыми жесткими и нестабильными режимами.

Так или иначе, говорить о том, что 2012-й станет годом глобального перелома в мировой экономике, похоже, все-таки преждевременно. Мировая финансовая система, трещащая по швам под напором множащихся противоречий, пока еще далека от окончательного падения. "Старый мир", в котором человечество прожило не одно десятилетие, все еще крепок, несмотря на то что его конец с каждым днем кажется все более неизбежными. Поэтому нельзя исключать, что 2012 г. станет последним годом "старого мира", вслед за которым последуют по-настоящему глобальные перемены.

Максим ЛЕГУЕНКО |
Выбор читателей