|
"Yтро": Как повлияет развитие Единого экономического пространства на экономические отношения стран-участниц с ЕС и США?
Акежан Кажегельдин: Экономические отношения России, Белоруссии и Казахстана, учредивших Единое экономическое пространство (ЕЭП), с США и Европейским союзом от самого факта создания нового объединения вряд ли резко изменятся. Экспортеры сырья и энергоресурсов будут по-прежнему их вывозить, импортеры промышленной продукции - продолжать покупать то, что требуют национальные рынки. Никаких рывков или провалов ожидать в краткосрочной перспективе не следует.
Но в то же время ЕЭП создает некую "новую размерность" общего рынка, которая, в первую очередь, укрепит позиции импортеров. Понятно, что они пытаются использовать Белоруссию и Казахстан как окно для беспошлинного ввоза товаров на российский рынок, который в любом случае будет оставаться ключевым.
Существуют ли угрозы развитию ТС в условиях активного вмешательства Запада в экономические отношения между странами СНГ?
Я не вижу возможности для активного вмешательства Запада в экономические отношения между странами Таможенного союза. Если Казахстан решится, например, стать важным поставщиком электроэнергии для Сибири и Урала (а я всячески продвигаю эту идею), то как Запад может этому помешать? И зачем? Предложить альтернативный рынок в регионе невозможно, доплачивать за заведомо невыгодные сделки никто не станет. Наоборот, западные компании будут еще активнее стремиться войти в наши проекты в качестве партнеров и поставщиков технологии.
Какое влияние окажет вывод войск НАТО из Афганистана на внутриполитическую ситуацию в регионе?
Понятно, что спокойнее не станет. Даже Казахстан в последние годы стал ареной выступлений вооруженных исламистов. Что уж говорить о Таджикистане или Узбекистане, которые непосредственно граничат с Афганистаном. До сих пор силы НАТО сдерживали и оттягивали на себя агрессивный потенциал "Талибана*". За это блоку должны быть благодарны, в первую очередь, власти в Душанбе, Ташкенте, Ашхабаде и Бишкеке. Астана тоже пользовалась плодами международной операции в Афганистане. В какой степени власти центральноазиатских стран смогут контролировать проникновение вооруженных людей из Афганистана на свои территории – важнейший вопрос для всех государств СНГ.
Каковы перспективы развития экономических отношений между странами, входящими в Таможенный союз, с учетом проводимых в Казахстане и Белоруссии экономических преобразований?
Трудно рассуждать о рыночных преобразованиях в Белоруссии, когда там имеют место директивные цены и государственные задания. В Казахстане, действительно, проведены реформы и заложены правовые и организационные основы свободной рыночной экономики. Точно так же различна степень участия государства в экономике. Например, в России оно намного больше, чем в Казахстане. Однако в этих различиях заключаются не только риски для ТС, но и источники новых импульсов развития. Неравномерность условий для ведения бизнеса заставляет капитал течь туда, где он сможет эффективнее работать. Несовершенство правового обеспечения бизнеса будет компенсироваться падением цены рабочей силы. Точно так же к перетоку капитала приведут чрезмерные коррупционные издержки. Национальные правительства и бизнес-элиты должны будут заботиться о конкурентоспособности не столько в масштабах мирового рынка, сколько внутри экономического союза – внутривидовая борьба гораздо жестче, чем межвидовая. Одно дело, когда Россия в принципе конкурирует с Бразилией за инвестиции, а другое, когда рассматривается вопрос, где поставить завод стиральных машин – в Орше, Чите или Талды-Кургане.
Какова главная проблема политических элит стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства в процессе продвижения экономической интеграции?
В перечне законов и решений, которые нужно принять для успешной реализации проекта экономической интеграции, наверняка несколько сотен позиций. Со временем их станет только больше. Так, например, в определенный момент интеграция в ЕС пошла так глубоко, что добралась до унификации сортов сыра, которых сотни и сотни. Но главная угроза для ЕЭП и ТС не в этом. Она в том, что тема интеграции не стала общей для простых людей этих стран, она вообще по большей части им не известна. Вот в чем драматическое отличие ситуации в союзе Европейском от ситуации в союзе Евразийском.
Простой европеец знает, что дает ему "общий рынок" и что он на нем рискует потерять. Простой евразиец не знает. Русский, казах, белорус – все воспринимают усилия правительств как политику "внешнюю", к которой они отношения иметь не будут.
Причина этого не в несознательности или необразованности граждан. Просто они помнят, как мало в их повседневную жизнь внесли предыдущие интеграционные инициативы. Ведь нынешний Таможенный союз – не первый. В 1995 г. мы подписали договор о создании точно такого же объединения, к которому потом присоединился Кыргызстан, а затем Узбекистан и Таджикистан. К сожалению, тот союз не смог преодолеть эгоизма национальных элит, в связи с чем так и остался "верхушечным" проектом.
Необходимо наверстать упущенное и срочно предоставить под тему экономической интеграции площадки для общественной дискуссии. Европейскому союзу почти 60 лет; тем не менее, каждый вечер в ток-шоу на европейских телеканалах обсуждаются его проблемы и перспективы. Роль России в вопросе евразийского просвещения должна быть ключевой. Российские СМИ занимают видное место в медиапространстве всех наших стран, русское экспертное сообщество обладает гораздо большим потенциалом. Именно в российских ток-шоу могла бы развернуться самая острая и содержательная дискуссия по этим вопросам. Естественно, с участием евразийских энтузиастов и скептиков из наших стран. Полемические программы о евразийской интеграции будут не менее захватывающими, чем те, что посвящены концу света. Тем более что конца света в этот раз удалось избежать, тогда как экономической интеграции в краткосрочной перспективе нет альтернативы.
* Организация запрещена на территории РФ