Фото: ИТАР-ТАСС |
Цифра впечатляет: 28 миллиардов – это почти столько, сколько планирует потратить в следующем олимпийском году на физкультуру и спорт (30,8 млрд рублей). Но не очень понятно, откуда Путин ее взял. Прокуроры, конечно, не зря весь последний месяц трясли НКО, но эти данные получены явно не по результатам прокурорских проверок: во-первых, они еще не завершились. Во-вторых, прокуратура проверяет выборочно – в основном, правозащитников и религиозные организации, президент же явно владеет картиной в целом. Источником также не могут быть данные Минюста, полученные на основе отчетов самих НКО: срок предоставления ими отчетности за минувший год заканчивается только 15 апреля, то есть он еще не истек.
Наиболее вероятный источник этих данных – Росфинмониторинг, куда банки с ноября прошлого года обязаны сигнализировать обо всех поступлениях на расчетные счета НКО иностранных средств свыше 200 тысяч рублей. Информацию о таких поступлениях там обобщают не реже, чем раз в месяц.
Любопытно, что озвучил эти данные президент не где-нибудь, а в интервью немецкой телекомпании ARD, предваряющем его рабочий визит в Германию. Официальный Берлин уже выразил озабоченность по поводу проверок российских НКО (правоохранительные органы, в частности, проявили пристальный интерес к Фонду Конрада Аденауэра и Фонду Фридриха Эберта, оба близки к немецким политическим структурам). По всей видимости, Путину и Меркель еще предстоит общаться на эту тему. Но эксперты связывают озабоченность немецкой стороны отстаиванием демократических ценностей в России, прежде всего, с предстоящими общенациональными выборами, которые пройдут в Германии этой осенью. То есть, защищая демократические ценности за рубежом, г-жа Меркель ориентируется, прежде всего, на национального избирателя, и в системе российско-германских отношений эта тема не будет иметь серьезного значения.
А вот в России, судя по всему, будут делать далеко идущие серьезные оргвыводы: сейчас в Минюсте получат отчеты НКО, сверят их с данными Росфинмониторинга и начнут клеймить "иностранных агентов". Но никто не гарантирует, что дело закончится составлением одних только черных списков. Вот, например, депутат Госдумы Михаил Старшинов (единоросс и, помимо прочего, координатор Народного фронта) предлагает изымать все деньги у НКО, не уведомивших государство об источниках финансирования, и передавать их на приоритетные направления, например на поддержку сирот.
Если бы таким законопроектом пригрозил, например, коммунист Иван Мельников, можно было бы не беспокоиться – все равно не пройдет. Но депутат Старшинов – человек серьезный и что попало не вносит. Он, например, был в числе инициаторов закона об отмене прямых выборов губернаторов (считается, что на самом деле закон был написан в Кремле). Г-ну Старшинову также принадлежит законопроект о запрете иностранцам работать в СМИ и ругать Россию (так называемый "закон Познера") – тоже не случайная инициатива, хотя она и была снята с повестки дня после того, как Владимир Познер извинился за "госдуру". Наконец, еще одна весьма перспективная идея, с которой недавно выступил депутат Старшинов, – чтобы российские граждане, лишившиеся по решению иностранного суда имущества за границей, смогли получить компенсации за счет российского бюджета.
Таким образом НКО, получавшим деньги из-за рубежа, стоит всерьез готовиться к "раскулачиванию": в конце концов, 28 миллиардов на дороге не валяются.