|
Между тем напряженность на рынке труда грозит практически всем моногородам. Именно на них нужно сосредоточить основные меры государственной поддержки, считают в Минэкономразвития и предлагают выделить более 51 млрд руб. из антикризисного фонда. "Возможно, цифра будет скорректирована. Пока мы не до конца понимаем масштаб проблемы и способы ее решения. Проводим мониторинг состояния градообразующих предприятий и планов их владельцев. Итоги планируем подвести в феврале", – отметил в интервью "РБК daily" высокопоставленный чиновник министерства.
Из этих средств МЭР предполагает большую часть (30 млрд) распределить самостоятельно в виде субсидий регионам. Они пойдут на создание или развитие инфраструктуры моногородов и на помощь собственникам градообразующих предприятий в их модернизации. Еще порядка 10 млрд рублей будет направлено в регионы по линии Минтруда, 5 млрд рублей – в Фонд ЖКХ. Однако помогать будут лишь тем регионам, где имеется утвержденная программа, деньги и статьи в местном бюджете на поддержку моногородов. Сумма субсидии конкретному поселению будет зависеть от количества созданных рабочих мест. Первыми претендовать на эти средства смогут там, где наиболее высоки социальные риски: например, быстро и ощутимо снижается численность населения или такими же ускоренными темпами растет зарегистрированная безработица.
Вместе с тем лучшим способом решения проблемы моногородов в правительстве считают переселение их жителей в другие места, где найдется для них работа. Однако этот пункт является и основным камнем преткновения. О низкой мобильности населения в России говорилось неоднократно. Люди согласны даже на значительное уменьшение доходов и уровня жизни, лишь бы им дали возможность остаться жить и работать на привычном месте. Тем более что для переезда требуется не только наличие подходящих вакансий в другом городе, но и возможность там обустроиться: далеко не все предприятия готовы предоставлять переселенцам служебные квартиры или хотя бы общежития. А рынок аренды жилья в России по-прежнему достаточно дикий, цены кусаются. Купить же собственную квартиру за счет продажи имеющейся зачастую нереально, поскольку стоимость недвижимости в моногородах, как правило, невелика.
Тем не менее примерно пятой части кризисных моногородов с совокупным населением около 100 тысяч жителей, где градообразующие предприятия закрываются и нет потенциала для формирования новой экономики, необходимо "управляемое сжатие". То есть половина или даже большая часть жителей должны уехать; остальные сгруппируются более компактно (для экономии на ЖКХ и т.д.). В единичных случаях и вовсе требуется полная ликвидация, говорится в исследовании Центра стратегических разработок (ЦСР), подготовленном по заказу группы компаний "Базовый элемент".
ЦСР исследовал 18 городов в 13 регионах, где расположены предприятия самого "Базэла". Всего же в России насчитывается 342 моногорода, из которых 56 были включены в 2013 г. в так называемый кризисный перечень.
Две других модели, предложенных ЦСР, – стабильный моногород и индустриальная диверсификация. Первый подразумевает такой вариант, при котором градообразующее предприятие чувствует себя достаточно неплохо, но нет потенциала для появления компаний иного профиля. Таких моногородов, по оценкам экспертов, 35%. Для них решение лежит в плоскости политики "малых дел": точечное урегулирование ключевых инфраструктурных и социальных проблем (в сфере ЖКХ, благоустройства города, развитии сферы услуг и пр.). И лишь 45% кризисных моногородов, по версии ЦСР, обладают потенциалом для диверсификации экономики. Здесь можно планировать строительство муниципальных индустриальных парков и не только сохранять старые, но и создавать новые рабочие места.
Госпрограмма поддержки моногородов, реализованная в 2009 – 2012 гг., фактически использовала только модель индустриальной диверсификации, однако вне ее остались старопромышленные территории и депрессивные поселки, не обладающие потенциалом развития, считают авторы исследования. Поскольку в целом моногорода неоднородны, необходимо использовать дифференцированный подход в государственной политике для решения проблемы их развития. Реализация названных моделей позволит решить проблемы большинства монопрофильных поселений России за четыре – пять лет, уверены в ЦСР.