Банк России теряет мягкость

Читать в полной версии →
Девальвация рубля заморозит процесс смягчения денежно-кредитной политики. Но и к радикальным мерам по борьбе с инфляцией в нынешних экономических условиях ЦБ вряд ли готов

В пятницу, 29 января, Банк России примет первое в этом году решение по ключевой процентной ставке. Еще месяц назад ожидалось, что регулятор продолжит курс на ее понижение. Две недели назад на фоне обвала нефтяных цен и рубля замаячил призрак повышения. Теперь же есть все основания предполагать, что этот индикатор денежной политики властей может надолго впасть в спячку как минимум до весны. ЦБ снова оказался на распутье: экономический рост или борьба с инфляцией.

Фото: Anton Belitsky/ Russian Look

Второе полугодие 2015 г. прошло под знаком смягчения денежно-кредитной политики. Установив с августа ставку на текущем уровне в 11%, регулятор неоднократно намекал на возможность ее дальнейшего снижения. В декабре глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что такое решение может быть принято на одном из ближайших заседаний Банка России. Но в первые дни нового года радужные надежды развеяли цены на нефть, которые вновь решили прогуляться вниз, увлекая за собой рубль.

Неделю назад нефть марки Brent вплотную подобралась к уровню $27 за баррель. В итоге доллар подскочил до почти 86 руб., а евро перевалил за 93 рубля. При этом стрессовый сценарий ЦБ, предусматривающий возможность повышения ставки, исходит из цен на нефть в $35 за баррель.

В середине января первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева не исключила подобного варианта развития событий в случае увеличения инфляционных рисков. В стрессовом сценарии инфляция к концу года годовой должна составить 7% (в базовом 5,5 - 6,5% при цене нефти $50 за баррель).

Пока цены растут достаточно сдержанно. По данным Росстата, к 25 января годовая инфляция снизилась почти до 10% против 11,8% неделей ранее. И этот показатель вполне совпадает с ожиданиями и прогнозами ЦБ 9,7 - 10% в годовом выражении по итогам января.

Вместе с тем и цены на нефть начали корректироваться, особенно на фоне заявления о возможных переговорах ОПЕК и России по поводу снижения уровня добычи. В 00:14 по Москве Brent стоил $34,4 за баррель, доллар торговался на уровне 75,45 руб., евро - 82,19 рубля.

Если эти уровни окажутся достаточно устойчивыми, вполне возможно январскую девальвацию рубля цены и не заметят. В этом случае регулятор может возобновить процесс снижения ключевой процентной ставки, конечно, при условии стабилизации ситуации и отсутствия новых внешних и внутренних шоков. Но об этом можно будет судить не раньше, чем через пару - тройку месяцев, поскольку на инфляции колебания валютных курсов отражаются с определенной задержкой. До тех пор ЦБ, скорее всего, займет выжидательную позицию.

Если же будет реализовываться стрессовый сценарий, и цены на нефть, а следом за ними и рубль, продолжат рыть дно, о смягчении денежно-кредитной политике придется надолго забыть. Правда, и повышения ставки аналитики пока не опасаются, поскольку наряду с таргетированием инфляции одной из основных целей, декларируемых регулятором, остается поддержание финансовой стабильности. А для нее как раз повышение ставки может стать серьезной угрозой.

Банковская система страны сегодня и так находится в сложном положении. Кредитные организации несут серьезные убытки из-за высокой процентной ставки. Стоимость ресурсов, которые они привлекают из ЦБ по депозитам, сильно подорожала, а реальный приток средств на процентные платежи по кредитам, особенно, с учетом невозвратов, не всегда покрывает эти расходы. Кроме того, повышение ставки означает неизбежное подорожание кредитов, которые сегодня и так практически недоступны реальному бизнесу, особенно малому и среднему.

В условиях, когда экономика находится в рецессии, ЦБ вряд ли готов к таким радикальным мерам по борьбе с инфляцией, как резкое повышение процентной ставки. А ее символический рост, как показывает опыт предыдущих лет, на поведение рубля и цен практически не влияет.

Мария ТРИФОНОВА |
Выбор читателей