Коррупция - явление поистине всепланетного масштаба. Пожалуй, нет в мире такой страны, где в ходу не были бы взятки, личные договоренности с чиновниками, откаты и другие формы "неофициального" решения тех или иных вопросов. Объем этого рынка исчисляется триллионами долларов, его бенефециары многочисленны и совсем не готовы расставаться с "нетрудовыми доходами".
Фото: T. Sbampato/ Chromorange/ Global Look
В каждой стране - свой рецепт борьбы со взяточничеством. "Yтро" решило разобраться, действительно ли коррупция так непобедима, как о ней рассказывают, и насколько эффективны методы борьбы с ней в разных странах.
Россия: от посадок к госизмене с конфискацией
В вопросах борьбы с коррупцией начинать принято с себя, и потому российское мздоимство станет первым предметом нашего обзора. Объем отечественного рынка коррупции трудно оценить, но он совершенно однозначно велик - по данным экспертов, ежегодный оборот в этой сфере составляет от $300 млрд до 50% ВВП страны (около 35 трлн рублей).
Основная часть взяток и откатов относится к сфере госзакупок, распределения бюджетных средств, управления фондами государственной, региональной и муниципальной собственности. На бытовую коррупцию (взятки инспекторам ГИБДД, врачам, учителям и т.п.), по словам главы Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, приходится не более 10% от "оборота".
Коррупция в России является уголовно наказуемым преступлением - в зависимости от провинности, взяточник может отделаться штрафом, а может и сесть на срок до 20 лет. Борьба с этим злом ведется, и активная: только за девять месяцев 2015 г. по уголовным делам о коррупции осуждено более 8,8 тысячи человек. За тот же период почти 11 тысяч чиновников привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционных стандартов.
Борьба с коррупцией не дает мгновенных результатов - но это не значит, что она не ведется или протекает бесплодно. В конце января Transparency International опубликовала ежегодный индекс коррупции за 2015 год. Россия за минувший год улучшила свое положение в рейтинге, подскочив сразу на 17 позиций (со 136 до 119 места) - сказалось действие инициатив по обязательному декларированию имущества и доходов должностных лиц.
Однако очевидно, что проблема остается и все еще носит более чем серьезный характер. На этом фоне регулярно возникают инициативы по ужесточению мер борьбы с коррупцией. Так, президент России Владимир Путин недавно предложил изымать в доход государства имущество коррупционеров. А в Госдуме обсуждают свежий законопроект единоросса Николая Ковалева, который предложил приравнять коррупцию к госизмене.
Китай: драконовские меры
Когда речь заходит о крайних мерах борьбы с коррупцией, в пример очень часто приводят Китай. Местные власти не церемонятся - за взятку или хищение на сумму свыше миллиона долларов там без лишних разговоров расстреливают провинившегося с конфискацией имущества. Менее жадных чиновников штрафуют на крупные суммы и надолго сажают в тюрьму. Так, за взятку на сумму в 100 тыс. юаней ($15 тыс.) китайский чиновник имеет прекрасную возможность отправиться в лагерь на 10 лет.
Не менее суров закон и к тем, кто взятки дает. Известен случай, когда в 2008 г. на стадионе под Пекином были расстреляны 150 бизнесменов, получивших олимпийские строительные подряды с помощью подкупа чиновников.
Борьба с коррупционерами ведется в Китае беспощадно и невзирая на должности. Суды одинаково карают и простых полицейских, и мэров городов, и министров правительства, и глав крупных компаний. А в качестве профилактики коррупции китайских госслужащих водят на экскурсии в тюрьмы, где они могут наблюдать за решеткой своих проштрафившихся коллег.
Тем не менее о победе над коррупцией в Поднебесной говорить не приходится. Так, только в 2015 г. было выявлено 3,6 тыс. новых случаев взяточничества, в результате которого был нанесен ущерб государству в размере 250 млрд юаней ($38,5 миллиарда).
США: узаконенная коррупция
"Единственный способ отделаться от искушения - поддаться ему", - писал в свое время Оскар Уайльд. Именно такой подход был взят на вооружение в США, где правительство, устав бороться с коррупцией, решило ее узаконить на самом высоком уровне. Так она обрела условно цивилизованные формы лоббизма и благотворительности.
К примеру, между крупными промышленными группами и политиками действуют специальные посредники - лоббисты, которые продвигают в Сенате и Конгрессе США интересы той или иной отрасли (обычно под видом какой-либо полезной для общества инициативы).
Кроме того, для проведения любой мало-мальски серьезной избирательной кампании в США кандидатам требуются значительные средства. Их предоставляют крупные корпорации, которые в случае успешного избрания кандидата получают ресурс во властных структурах и могут полуофициально лоббировать через него свои интересы на правах спонсоров его кампании.
Подобные тесные связи бизнеса и власти то и дело выливаются в крупные скандалы. К примеру, одним из спонсоров президентской кампании Джорджа Буша-младшего в 2000 г. была компания Enron. Ее глава Кеннет Лей считался личным другом Буша, и только на его губернаторскую карьеру пожертвовал 600 тысяч долларов. Еще 300 тысяч было вложено им в президентскую гонку.
Придя к власти, Буш "отработал" инвестиции, посадив в свою администрацию бывших сотрудников и акционеров Enron. Сама же компания получила беспрецедентные льготы в поставках электроэнергии. Однако этой ей не помогло: в 2001 году компания разорилась из-за финансовых махинаций, оставив многомиллионные долги. Журналисты выяснили, что перед крахом ее представители неоднократно встречались с представителями администрации Белого дома и вице-президентом Диком Чейни. Команду Буша заподозрили в том, что она знала о грядущем банкротстве, однако расследование так и не было доведено до конца.
Хорошо известен случай, когда многопрофильная компания Halliburton, которую до вице-президентства возглавлял Дик Чейни, стала основным бенефециаром войны в Ираке (апологетом которой был все тот же Чейни). Именно ей достались многомиллионные контракты на восстановление иракской нефтяной инфраструктуры и разработку месторождений, а также заказы на поставку нефти и горючего из Ирака.
Избирательные деньги часто трансформируются в должности и привилегии для дающих и даже просто причастных. К примеру, нынешний президент США Барак Обама отблагодарил лучших сборщиков средств на предвыборную кампанию 2012 года, раздав им руководящие должности в загранпредставительствах. Они отправились на Ямайку, в Италию, Францию и Германию, несмотря на то, что в Госдепартаменте подобное решение встретили без энтузиазма.
Роль лоббизма и связанного с ним влияния групп интересов на государственную власть в США постоянно увеличивается. По мере роста стоимости предвыборных кампаний, политики и чиновники все больше зависят от финансирования и организационной поддержки со стороны населения.
Сингапур: история убедительной победы
Сингапурское экономическое чудо, на которое часто равняются в том числе и российские политики, никогда бы не состоялось без убедительной победы местных властей над коррупцией. Ее идеологом, автором и исполнителем стал премьер-министр Ли Куан Ю, чьи методы борьбы оказались сколь жесткими, столь и эффективными.
После обретения независимости в 1965 г. Сингапур был крайне далек от образа сверкающего международного финансового центра, каковым он является сейчас. Коррупция в те времена пронизала все общество. Брали все - и полицейские, и бюрократы, и члены правительства. Антикоррупционное законодательство было откровенно слабым и не работало должным образом.
Чтобы исправить положение, Ли Куан Ю пришлось заметно ужесточить законы по борьбе с коррупцией, наделить антикоррупционное бюро сверхполномочиями и проявить немалую политическую волю. Правительственное Бюро по расследованию случаев коррупции получило фактически полный карт-бланш на осуществление операций. Его сотрудники получили право задерживать любого человека, входить в любые кабинеты, проводить обыски и изымать любые документы без каких-либо ордеров суда. При этом фактически была введена презумпция виновности: бремя доказательства своей непричастности к коррупции полностью ложится на подозреваемого.
Первым делом Бюро запустило ряд расследований по фактам коррупции в высших эшелонах власти. Ряд министров отправился за решетку, некоторые высокопоставленные чиновники покончили с собой или бежали из страны. Бюро не пощадило в своих расследованиях даже родственников Ли Куан Ю - с его молчаливого согласия.
Чтобы коррупционер не смог уйти от ответственности на уровне суда, были резко подняты зарплаты судей. На эти должности привлекали лучших юристов, которым были назначены баснословные зарплаты.
Для профилактики коррупции в госсекторе были заметно увеличены зарплаты госслужащим. Чиновников обязали декларировать сведения о своем состоянии (недвижимости, счетах в банке, пакетах акций и других активах), а также об имуществе жен и детей. Соответствие доходов и расходов среди работников госсектора тщательно проверяется и контролируется. При выявлении несоответствия имущества уплаченным налогам суд вправе заподозрить чиновников в коррупции.
Результат столь жесткой системы налицо: Сингапур стабильно входит в десятку стран с наименьшим уровнем коррупции в мире.
Скандинавская сказка
Самыми непорочными с точки зрения коррупции традиционно считаются скандинавские страны - в Дании, Швеции и Финляндии уровень взяточничества и злоупотреблений крайне низок. В этих странах выстроены прозрачные отношения между властью и обществом, основанные на взаимном контроле и одновременно доверии.
Один из важных элементов этой системы - тотальная публичность отчетности о доходах. Декларация любого лица, будь то дворник или министр, мгновенно выкладывается в публичный доступ, и каждый гражданин может проверить, кто и сколько заработал. При этом в декларациях четко указаны не только имущество, но и источники доходов.
В скандинавском обществе выстроена атмосфера нетерпимости к коррупции и ее проявлениям; каждый случай взяточничества вызывает скандал и общественное порицание. Тот, кто будет хотя бы заподозрен в коррупции, может сразу распрощаться с карьерой. Так, в Финляндии за последние десять лет были уволены или сами ушли в отставку по юридическим или этическим мотивациям шесть членов правительства и 23 высших правительственных чиновника.
При этом не платить налоги в Скандинавии практически невозможно. Все движения денег - прозрачны, все прибыли и траты становятся достоянием общественности. Дополняет эту систему жесткое антикоррупционное законодательство и разветвленные меры профилактики коррупции.