Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев сообщил, что атомный подводный ракетоносец проекта 955 "Владимир Мономах" до конца года прибудет к постоянному месту базирования - на базу Вилючинск Тихоокеанского флота, куда в сентябре прошлого года уже прибыла однотипная лодка "Александр Невский".
Фото: Лев Федосеев/ ТАСС
Видимо, именно с появлением ракетоносцев новейшего проекта была связана возросшая активность американской разведывательной авиации в районе Камчатки и Дальнего Востока в последний год. В своем желании добыть секретную информацию "янки" идут даже на нарушение международных норм - летают в одном эшелоне с пассажирскими самолетами. Почему же "Бореи" так интересуют вероятного противника?
История проекта 955 "Борей" начинается еще в 80-х годах прошлого века. В Центральном конструкторском бюро морской техники (ЦКБМТ) "Рубин" началась разработка новых субмарин, которые должны были прийти на смену проектам 941 "Акула" и 667БРДМ "Дельфин". К началу 1990-х проект был полностью готов, однако его, как и весь Военно-морской флот России, сильно подкосило безденежье. Кроме отсутствия финансирования, возникли проблемы с новым ракетным комплексом "Барк", который должен был стать основным оружием новой лодки. В 1998 г. было принято решение отказаться от "Барка" в пользу "Булавы". Сегодня именно 16 таких ракет размещены в пусковых шахтах "Бореев".
При проектировании лодки конструкторы решили следовать классическим канонам подводного кораблестроения. В передней части корпуса расположен первый - торпедный отсек, в котором также находится гидроакустический комплекс. Во втором отсеке размещены центральный пост, откуда осуществляется командование кораблем, жилые помещения и медицинский блок. В третьем отсеке расположена часть боевых постов и часть оборудования общекорабельных систем - компрессоры, холодильные установки. Четвертый и пятый отсеки - ракетные, именно в них размещено главное оружие лодки. В шестом, седьмом и восьмом отсеках находятся силовые установки, которые обеспечивают надводный и подводный ход корабля. В отличие от лодок проекта "Акула", которые получились самыми большими подводными кораблями в мире, "Бореи" имеют более компактные размеры, что повышает их скрытность. Именно этот параметр является ключевым для всех современных субмарин.
Конструкторам удалось снизить шумность "Борея" в пять раз по сравнению с проектами 971 "Щука-Б" и 949А "Антей". Это непростая задача, поскольку на борту находятся тысячи различных механизмов, которые вибрируют во время работы и вызывают постоянный шум. Поскольку корпус лодки металлический, а вода является прекрасным проводником звука, корабль, идущий даже на малых оборотах, можно услышать с достаточно дальней дистанции. Чтобы этого избежать, все механизмы "Бореев" установили на особые подрессоренные основания, которые гасят колебания. Кроме этого, корпус субмарины покрыт специальным резиновым покрытием, что тоже способствует снижению шума.
Еще одним источником нежелательного звука на подводных лодках является винт, который при движении шумит за счет кавитационного эффекта. Дело в том, что на лопастях при вращении создается зона пониженного давления, и вода, находящаяся в поверхностном слое, закипает, что и вызывает лишний шум. На проекте "Борей" вместо традиционного винта применена водометная установка особой формы, которая строго охраняется от посторонних глаз. По мнению экспертов, по показателю шумности водометная установка "Владимира Мономаха" будет в несколько раз эффективнее, чем на американских многоцелевых субмаринах класса "Вирджиния".
Оставаясь незаметным для врага, "Владимир Мономах" располагает на борту акустическими системами с очень острым "слухом". Стальное "ухо" лодки - единый автоматизированный гидроакустический комплекс "Иртыш-Амфора-Б-055". Он обеспечивает как пеленгование и определение крупных целей типа авианосца или подводной лодки, так и обнаружение небольших объектов - мин, торпед, плавающих айсбергов и льдин, что особенно необходимо во время движения в полярных морях.
Правда, прежде всего все системы обнаружения нужны "Владимиру Мономаху", чтобы самому избегать встречи с потенциальной угрозой и держаться от нее на расстоянии. Главной задачей подлодки является не охота за подводными и надводными кораблями, а нанесение ракетного удара по территории противника. Для этого в 16 шахтах установлены ракеты "Булава", каждая из которых снабжена разделяющейся на 10 частей боеголовкой. В комплекте с поражающими элементами идут и 20 ложных целей. Ракеты обладают уникальными характеристиками маневренности, что позволяет им легко преодолевать американскую систему противоракетной обороны.
На лодках проекта 955А, из которых сегодня уже строятся "Князь Владимир" и "Князь Олег", будет установлено уже 20 пусковых установок.
На сегодняшний момент наряду с субмаринами, названными в честь киевских и московских великих князей, достраиваются "Бореи", получившие имена в честь полководца и императора - "Генералиссимус Суворов" и "Александр III", которые поступят, соответственно, на Северный и Тихоокеанский флот. Всего же запланировано сдать 10 кораблей в серии.
По сравнению со своими непосредственными конкурентами - атомными подводными лодками США типа "Огайо", "Бореи" уступают только в количестве ракет - у американской субмарины их 24. Однако по остальным показателям, особенно по эффективности гидроакустической станции, российский проект опередил своих заокеанских конкурентов.