Последним героем можно стать и online

Подбор актеров и моделей, проводимый агентствами, часто не устраивает режиссеров. Большинство телевизионных "находок" последних лет были приглашены на съемки в последний момент чуть ли не с улицы

Сверхпопулярность reality-show типа приключений на Карибах или банального дуракаваляния "За стеклом" возродили интерес к вечному вопросу: "Как попасть на сцену?". В принципе, конечно, можно послушать "рецепты", данные в эфире собственно героями шоу, которые чуть ли не со слезами на глазах повествовали об удачном стечении обстоятельств, о долгих часах, проведенных в очереди на кастинг, или о своей непростой судьбе... Впрочем, чего уж спорить, судьба действительно играет серьезную роль в успехе, но иногда и ее можно взять за рога. Особенно если речь идет о современном мире кино, сериалов и рекламы.

"Мыльная промышленность" на отечественных телеканалах переживает сегодня бум. А где сериалы, там, естественно, и пятиминутки рекламы – друг без дружки они жить не могут по определению. В этом смысле показателен рост рекламного рынка на российском телевидении, который, по данным журнала "Эксперт", только в конце прошлого года составил 35-50%. В текущем году, если не случится никаких неожиданностей, объем телерекламы составит порядка 700 миллионов долларов, что, как считают специалисты рекламного рынка, далеко не предел.

Собственно говоря, из этой суммы и будут оплачиваться бюджеты рекламных роликов и телесериалов – взрывной рост рынка позволяет уже не закупать заокеанские "мыльницы", а строить собственную индустрию производства сериалов. Еще более актуально производство отечественной рекламной продукции, тем более что, по мнению психологов, национальный типаж лица, сочетание мимики и жестов в рекламе не менее важен для восприятия, чем в сериалах.

Между тем существующая в России система подбора актеров и моделей как таковая не соответствует современным веяниям. Многочисленные агентства (актерские и модельные) с самого начала выдвигают к соискателям собственные требования: тип лица, рост, вес, фигура, профессиональное образование, опыт работы. Проводят внутренние кастинги и выдают на-гора свое мнение о том, кто должен стать очередным "последним героем". Стоит ли лишний раз говорить, что выбор агентств в большинстве случаев не устраивает режиссеров, и те, как утверждают наши многочисленные собеседники, зачастую приходят в бешенство от перебора "сладких и приторных предложений агентств". Потому-то большинство "находок" последних лет были приглашены на съемки в последний момент чуть ли не с улицы. Создатели фильмов, сериалов и рекламы усиленно занимаются поисками свежих и интересных лиц. Причем стоит отметить, что речь идет как о главных ролях, так и о массовке.

"Мы считаем, что рынок кастинга должен быть максимально открыт и демократичен, – отмечает директор актерского банка данных "Фильмбокс" Елена Корнейчук. – Необходимо избежать ситуации, когда актер готов к работе на любых условиях, а его агентство не может или не хочет урегулировать финансовые вопросы, ставя съемки под угрозу". Ей вторит и Евгений Флеров, специалист по организации кастингов: "Опыт американских кастинг-агентств показывает, что при помощи Интернета действительно можно решить вопрос оперативного подбора актеров. По разным оценкам, как минимум четверть актеров в западных мыльных операх были набраны посредством онлайн-кастингов, и ожидается, что этот показатель будет только расти. В данном случае Интернет выступает лишь как подспорье для реального, пусть и узкоспециализированного, бизнеса, так что опыт компании "Фильмбокс" в нашей стране – это только начало".

Как ни странно, но схема работы онлайн-кастингов не зависит от особенностей рынков в разных странах, и Россия здесь не является исключением. Претендент оплачивает размещение в банке данных своего актерского или модельного портфолио, а заботу по привлечению режиссеров и фотографов берут на себя хозяева серверов. Стоимость годичного размещения зависит от многих параметров, в первую очередь от платежеспособности населения. В США с вас возьмут около 200 долларов, в России же все скромнее: разговор начнется с 35 долларов, причем за два года. Следует отметить, что помимо фотографий раздел каждого кандидата включает в себя расширенную информацию о персоне, в том числе есть возможность опубликовать контактный телефон. Любопытно, что свои координаты, как правило, оставляют уже добившиеся успеха люди, начинающие предпочитают скрываться за спиной компаний. "Мы всеми силами стараемся уйти от образа агентства, – отмечает Елена Корнейчук, – это нам не выгодно как с точки зрения трудозатрат, так и с позиции логики рынка. Однако чтобы помочь начинающим клиентам, мы идем и на предоставление общего контактного телефона". Кстати, по словам Елены, большая часть "невидимок" – молодые девушки, опасающиеся не столько неудачи в карьере, сколько непристойных предложений от разного рода "любителей прекрасного".

В последнее время онлайн-площадки стали популярны не только у кандидатов в актеры, но и собственно у режиссеров и ответственных за подбор труппы. На сервере вышеупомянутой компании "Фильмбокс", например, можно найти крайне забавные объявления типа: "СРОЧНО! На съемку сериала требуются: Варшавский – невысокий, крепкий, обаятельный, под 60 лет, лицо умного жулика; Паша – дочь, 6 лет, больная церебральным параличом; Павел – отчим Тани (пропитой внешности), 40 лет; Лариса – подзащитная, 21 год, красивая; Морозова – свидетельница, истеричная "ампиловка", 60 лет".

Выбор читателей