Они не безграмотные, они просто болеют

На одном из совещаний в Пентагоне президент Буш поставил в тупик министра обороны, когда призвал его "стирать терьеров" (имея в виду уничтожение барьеров) и обзавестись хорошими "счетчиками" (вместо миротворцев)

"Да он просто дебил", – решил я, когда услышал, как взрослый мужчина, запинаясь и путая местами буквы и слоги, читал по бумажке простенький текст. Более того, у меня создалось ощущение, что смысл написанного до него не доходит. Впрочем, как оказалось, человек не умеет не только читать, но и нормально говорить. Это окончательно укрепило меня в мысли, что я вижу перед собой неполноценного. "Кто это?" – шепотом спросил я соседа. "Это г-н N., – ответил тот, – крупный ученый". "Что же у него с речью?". "Ничего особенного, дислексия..." – последовал ответ.

Словесная слепота, или дислексия (от греческого dys – "расстройство" и lexis – "речь") – нарушение чтения и устной речи; впервые было описано в 1950 году английским ученым Б.Холлгреном. Данное заболевание встречается сравнительно редко, наблюдается у мальчиков чаще, чем у девочек, и проявляется примерно в возрасте семи лет. Когда-то дислексию считали симптомом умственной неполноценности. И действительно, я вспоминаю, что учился в классе с мальчиком, которого мы дразнили умственно отсталым, а учителя считали "лентяем" и "оболтусом" только за то, что он никак не мог научиться читать. Правда, по другим предметам, и особенно по математике, "умственно отсталый" имел твердые четверки, а то и пятерки. Лишь это спасало беднягу от более серьезной травли со стороны жестоких товарищей. Разумеется, ни о какой дислексии не только мы, школьники, но даже и преподаватели никакого понятия не имели. Не знаю, как в дальнейшем сложилась судьба этого парня; надеюсь, что его болезнь не особенно помешала карьере. Как не помешала Эйнштейну стать гениальным математиком, Дастину Хоффману – большим актером (ему до сих пор приходится учить роли на слух), Талейрану – политиком, Эдисону – великим ученым. Все эти люди были дислексиками и читали по слогам, иногда теряя буквы и путая их порядок. Страдает дислексией и нынешний президент США Джордж Буш-младший. Кстати, на одном из совещаний в Пентагоне Буш поставил в тупик министра обороны, когда призвал его "стирать терьеров", имея в виду уничтожение барьеров – terriers вместо barriers – и обзавестись хорошими "счетчиками" (подразумевались миротворцы – pacemakers вместо peacemakers).

Вообще, считается, что у 8-12% населения любой страны наблюдаются стойкие специфические ошибки при чтении: пропуск букв, проглатывание частей слов, "угадывающее чтение", непонимание смысла прочитанного (функциональная неграмотность). Тем не менее, процент людей, страдающих этим недугом, в разных странах различен. Так, среди немцев и финнов дислектиков меньше, чем среди шведов или англичан. А вот в США каждый пятый выпускник школы не может прочесть даже свой аттестат. Большинство русскоговорящих дислектиков имеют проблемы с устной речью и одновременно страдает дисграфией (нарушение письма).

Одной из главных причин дислексии является наследственность. Первый ген, обусловливающий дислексию, нашла в 15-й хромосоме американка Шейла Смит в 1983 году. Второй ген обнаружили в 6-й хромосоме в 1996 году Елена Григоренко и ее коллеги из Йельского университета. Джордж Хайнц установил, что у дислектиков одна из извилин (так называемая извилина Фишера) имеет на один изгиб меньше. Также известно, что обычные люди распознают буквы и символы, активизируя участки мозга в левом – отвечающем за логические связи и понятия – полушарии; дислектики же воспринимают их правым полушарием – ответственным за распознавание образов. Чтение для дислектика – тяжелый труд, он физически устает от этого процесса, не понимая содержания. Зато на слух ту же информацию понимает и запоминает в тысячу раз легче.

Чем сложнее язык, тем больше дислектиков среди его носителей. Группа ученых из Миланского университета имени Бикокки провела исследования среди дислектиков в Италии, Франции и Великобритании. Результаты, опубликованные в журнале Science, показали, что болезнь проявляется по-разному в зависимости от сложности орфографии того или иного языка.

В английском языке, например, существуют 1120 комбинаций букв для представления 40 фонем (звуков). Многие из них не поддаются логическому осмыслению, поэтому их приходится просто-напросто заучивать наизусть. В итальянском – всего 25 фонем, представляемых 33 графемами (комбинациями букв). Для того чтобы изучить этот язык, требуется меньше усилий мозга. Соответственно, у английских и французских дислектиков больше проблем, чем у их итальянских собратьев по несчастью.

Однако наследственность не является единственной причиной "словесной слепоты". Российские ученые считают, что способствовать возникновению дислексии могут также заболевания матери во время беременности: токсикозы, психо-физические травмы, сердечно-сосудистые патологии, почечная недостаточность, а также резус-конфликтная ситуация. А швейцарские ученые из Международного центра экспериментальных исследований детской психологии имени Эдуарда Клапареда утверждают: в основе этого расстройства лежит негативный опыт, приобретенный в первые годы жизни. Ребенок, которого кормили, когда ему не хотелось есть, в школьном возрасте активно сопротивляется усвоению духовной пищи – так же, как в раннем возрасте протестовал против ненавистной еды. Кроме того, некоторые исследователи считают, что причиной дислексии могут быть и смешанные браки, порождающие двуязычие в семьях. Проблемы с "лингвистическим раздвоением личности" могут возникнуть и у учеников, с 6-7 лет изучающих сразу несколько языков. Не случайно невропатологи и психологи советуют ограничиться изучением одного иностранного языка в начальной школе, а за второй приниматься не раньше 5-го класса.

На Западе на "словесную слепоту" обращают мало внимания: у них дислектик так дислектиком на всю жизнь и останется. У нас подход несколько иной: специалисты-логопеды уверены, что в большинстве случаев можно помочь даже подростку 14-15 лет при условии, что он не имеет других нарушений. Выявить же болезнь можно еще в дошкольном возрасте. Поводом для беспокойства родителей могут служить следующие признаки: ребенок плохо различает и воспроизводит звуки, с трудом учит стихи и никак не может научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Если у вашего ребенка присутствуют эти признаки, следует обратиться к специалистам.

Выбор читателей