Хороший спикер – подвешенный спикер

Если проследить за новостями последних двух дней, противников Селезнева днем с огнем не сыщешь – их просто нет. Губернаторы – за. Сенаторы – за. Лукашенко, черт побери, – за. Наконец, большинство россиян – тоже не против

Пошли уже третьи сутки нелегких раздумий Геннадия Николаевича Селезнева, спикера Государственной думы РФ, коммуниста и просто человека, дань уважения которому весь вчерашний день высказывал думский и прочий люд. Высказывал по странному поводу: не в связи с юбилеем, годовщиной трудовой деятельности или награждением правительственным орденом. И даже не в связи с выходом на пенсию, хотя тут параллели прослеживаются. Ибо спикер нижней палаты парламента пытается сделать выбор: оставаться ему на своем посту или нет.

За последние недели Геннадию Селезневу не повезло дважды. Вначале неудачная попытка агрария Николая Харитонова, в общем-то союзника коммунистов, придать думской полемике известный блеск обернулась вполне серьезной дискуссией о возможной смене главы Думы. Когда тучи над головой спикера вроде бы рассеялись, началась новая атака, теперь уже на фракцию КПРФ в целом, и Селезнев, этой партией мобилизованный и призванный, опять оказался в подвешенном состояния. Случилось это после того, как центристские партии в союзе с правыми и "Яблоком" изгнали-таки сподвижников Геннадия Андреевича по компартии с руководящих думских должностей.

Выбор, предстоящий Селезневу, неожиданно оказался не только политическим, но и нравственным. Если даже отбросить аргументы Геннадия Зюганова, прямо заявившего о невозможности пребывания на посту спикера левого при поголовно правом руководстве Думы, все равно остается весьма щекотливая проблема унизительного для Селезнева компромисса с силами, инициировавшими последние думские потрясения. Действительно, как ни крути, выходит, что Селезнева показательно пощадили, чуть ли не в открытую признав факт его сотрудничества с "антинародным режимом". Конечно, ни для кого и ранее не являлось секретом конструктивное взаимодействие нынешнего спикера с Кремлем. В этом не было ничего удивительного: Кремль ценил Селезнева за умеренность, за понимание, а у себя в КПРФ Геннадий Андреевич и его сторонники считались "особыми", хотя оппортунистами ни на одном съезде их никто так и не назвал. Конструктивизм Селезнева, в иных обстоятельствах рискующего быть обвиненным в оппортунизме и штрейкбрехерстве, имел вполне легальный статус в контексте пакта о "перемирии", подписанного Кремлем и КПРФ в самом начале работы Думы нынешнего созыва. Однако теперь, когда "опрокинутый" своими заклятыми партнерами-центристами Зюганов объявил партии власти о переходе по отношению к ней в жесткую оппозицию, шутки в сторону: с Селезнева спрос по всем законам военного времени. И даже его оттягиваемое решение с отставкой уже заставляет бывалых партийцев сжимать руки в кулаки и поигрывать желваками.

С другой стороны, нравственные переживания Геннадия Селезнева вполне могут быть развеяны вполне себе карьерными соображениями. В отличие от своего тезки Зюганова, Селезнев – человек государственный, в том смысле, что он и есть часть государства в силу своего должностного положения. Да плюс к этому Геннадий Николаевич выступает еще и в ипостаси председателя союзного парламента России и Белоруссии. Перспектива потерять статус государственного мужа весьма реальна: ведь добровольный уход с поста спикера в ситуации, когда Кремль на этом не только не настаивает, но даже решительно возражает, означает демонстрацию полнейшей лояльности КПРФ, что, как мы уже видим, в нашей стране предосудительно. Коммунистическая партия в сложной ситуации. Хотя инициатива одного-единственного депутата Думы, требующего вообще прикрыть партию, вряд ли осуществится ввиду полного отторжения этой идеи решительно всеми представителями правящей элиты, будущие парламентские выборы обещают быть для КПРФ борьбой не на жизнь, а на смерть. Селезневу, останься он завтра с честью, а заодно и с партией, в этом плане ничего не светит. С другой стороны, спикеру сегодня доверяет Кремль. А раз доверяет Кремль, то доверяют депутаты, даже те из них, на кого никто бы и не подумал (например, Ирина Хакамада (СПС), защищавшая сегодня Селезнева, похоже, яростнее всех). Если проследить за лентами новостей последних двух дней, противников Селезнева днем с огнем не сыщешь – их просто нет. Губернаторы – за. Сенаторы – за. Лукашенко, черт побери, – за. Наконец, как показывают опросы общественного мнения, большинство россиян – за. Имея такую поддержку, нужно быть воистину порядочным человеком, чтобы безропотно сдать свой пост.

Селезнев близок к тому, чтобы этого не делать. Или, по крайней мере, к тому, чтобы, сделав, не потерять всё. Для этого он уже встретился с президентом, и хотя подробности встречи пока не сообщаются, наверняка Геннадий Селезнев поведал Владимиру Путину о мучающей его дилемме: как лучше остаться в государственной обойме – покинув пост спикера или сохранив его за собой. Кстати, сам по себе разрыв с коммунистами, буде Селезнев не прислушается к мнению Зюганова, для успешной карьеры первого ровным счетом ничего не значит: до новых выборов в Думу не так далеко, и потому оставшийся в спикерах Селезнев все равно "халиф на час". Его будущее как политика – либо во главе сильной партии (например, социал-демократической, которую ему еще придется увести от КПРФ), либо на высших постах союзного государства. Президент, должно быть, рассказал Селезневу, где именно он его хочет видеть. И оттого, насколько доходчиво он это сделал, будет зависеть окончательный и уже скорый выбор пока еще спикера и коммуниста Селезнева Геннадия Николаевича.

Выбор читателей