Путч в Венесуэле организовали США

Госдепартамент США временно отстранил от исполнения своих обязанностей чиновника, причастного к попытке военного переворота в Венесуэле, хотя Пентагон категорически отвергает утверждения о помощи путчистам

Американский Госдепартамент временно отстранил от исполнения своих обязанностей советника госсекретаря по проблемам стран Западного полушария некоего Отто Рейча. По данным газеты The New York Times, это произошло после того, как в СМИ просочилась информация о том, что в день военного переворота в Венесуэле он звонил временному главе правительства страны Педро Кармоне. По неподтвержденным данным, Рейч пытался убедить его, что не следует разгонять созданную Чавесом Национальную ассамблею, так как "такой глупый шаг может привести к народному выступлению". Тем самым Рейч поставил под сомнение нейтральность позиции США в отношении венесуэльских событий.

Вашингтон пока никак не комментирует эту информацию. Пентагон, однако, категорически опровергает все сообщения о том, что Соединенные Штаты оказывали поддержку военным Венесуэлы, попытавшимся сместить президента Уго Чавеса с поста главы страны.

По словам официального представителя Пентагона Виктории Кларк, в декабре прошлого года состоялась встреча помощника главы Минобороны США Роджера Морера с начальником объединенного штаба вооруженных сил Венесуэлы генералом Лукасом Ринконом. На ней с американской стороны было заявлено о поддержке демократии и соблюдении прав человека в Венесуэле, а также о том, что "мы никоим образом не поддержим какой-либо переворот и другие неконституционные действия".

Стоит напомнить, что ранее президент Венесуэлы Уго Чавес говорил о проведении расследования попытки военного переворота в стране. Сегодня же стало известно, что Национальная ассамблея Венесуэлы объявила о создании специальной комиссии для расследования всех обстоятельств этих событий. По словам ее председателя Вильяма Лары, в нее войдут законодатели от оппозиции, представители неправительственных организаций и гражданского общества.

Убийства, совершенные во время беспорядков и столкновений в Каракасе и городах-спутниках, не должны остаться безнаказанными, заявил Лара. Оппозиция считает, что ответственность за гибель людей лежит на сотрудниках венесуэльских спецслужб и элитных армейских и полицейских подразделений. Что же в конечном итоге станет известно в ходе расследования, покажет время.

Пока же основные участники неудавшегося переворота находятся под домашним арестом. Впрочем, Генпрокуратура Венесуэлы готова оспорить решение, согласно которому Педро Кармоне избрана такая мера пресечения. По мнению Генпрокуратуры страны, его преступления слишком "тяжки для того, чтобы сохранять такую форму ареста". Кстати, еще трое оппозиционно настроенных офицеров национальных вооруженных сил вместе с семьями, опасаясь репрессий и преследований, уже попросили убежища в посольстве Боливии в венесуэльской столице. Среди них – первый публично выступивший против режима Уго Чавеса полковник ВВС Педро Сото.

Еще один участник недавних событий Хосе Родригес Итурбе, назначенный министром иностранных дел Венесуэлы в переходном правительстве, продержавшемся у власти лишь двух суток, совершает турне по зарубежным странам, в ходе которого излагает свою версию событий в Венесуэле.

По его мнению, причиной провала государственного переворота стали внутренние разногласия между военными в борьбе за лидерство в новом военно-гражданском правительстве страны. Участвовавшие в перевороте венесуэльские военные, считает Итурбе, просто не смогли поделить между собой власть. "Любую проблему можно было бы уладить по мере развития событий, однако здесь имела место борьба за военное лидерство и попытка создать управленческий процесс, которым руководили бы только национальные Вооруженные силы и который бы не поддержал никто из нас, гражданских", – подчеркнул Итурбе.

При этом он назвал "хвастливым" заявление Чавеса о том, что у него есть "оружие, танки и винтовки". "У Чавеса вовсе не все оружие, не все танки и не все винтовки. Если его сторонники однажды бросили его, а затем вновь вернулись к нему, то может настать такой момент, когда военные скажут ему, наконец: "Мы не пойдем с Вами дальше, господин президент", – подчеркнул Итурбе.

Выбор читателей