Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
"Пори Гаттера" – смешного, яркого, по-настоящему пародийного, но не так распиаренного, как "Таня Гроттер", – почти не знают. Кто придумал Карандаша и Самоделкина, Незнайку и Знайку – не помнят. Об "Азбуках" Заходера позабыли давным-давно. Новых имен в литературе не знают. От книжек с этими именами на обложке бегут. Наверное, потому что обложки не аляповатые.
Магазины, конечно, на рейтинги продаж и должны ориентироваться. Только речь ведь идет о детских книжках. Все равно положено обходиться без воспитательной составляющей? Давайте-давайте, обойдемся. Только что будут читать дети, выросшие на этих рейтингах? И будут ли читать вообще?
Вот все говорят: литература для детей! Детское книгоиздание! Государственная поддержка! Конкурсы государственные! А толку-то от этих разговоров? О том, каково НА САМОМ ДЕЛЕ отношение к детскому книгоизданию, можно судить по итогам прошедшей недавно выставки-ярмарки "Книги России".
Московские книжные ярмарки длятся по пять дней. Один день детей любят все. А еще четыре – только ОГИ (Объединенное гуманитарное издательство). У ОГИ есть краски, карандаши, бумага и есть педагоги, которые умудряются на крохотном пятачке заниматься с юными посетителями ярмарки. Наверное, они подвижники и энтузиасты. Иначе что может их заставить каждые полгода в суете и толкотне книжных ярмарок оборудовать местечко для детского творчества? При том, что с каждой ярмаркой площадь стенда-кафе ОГИ становится все меньше и размещается все дальше от главных посетительских путей.
А вот организаторы оборудовали в тихом месте громадную выгородку "Конкурс детского рисунка". Но конкурс был назначен на воскресенье, поэтому со среды по субботу на этой "детской площадке" не было ни бумаги, ни карандашей, ни педагогов. Так и стояла пустая и тихая четыре дня. На пятый появилось несколько мольбертов из "ИКЕА" и совсем несколько случайных детишек. Педагоги, наверное, тоже были. Только очень уж незаметные.
Зато вокруг бурлил праздник: выступали артисты и клоуны, писатели и графоманы.
В общем, детский день прошел – и слава Богу. Отчитались.
Но, позвольте, развлечение публики – не главная задача книжных ярмарок! Детей ведь не только развлекать нужно, но и воспитывать иногда? Обычно на ярмарках обсуждаются среди прочих и проблемы детского чтения. Только почему-то на осенних, международных – больше, чем на весенних, внутренних. Можно подумать, что российской детской книгой занимаются эксгибиционисты.
Шестые "Книги России" по отсутствию "детского содержания" переплюнули все прочие. Ключевой фразой стало извинение ведущего на мероприятии, обозначенном в программе как "круглый стол по проблемам детского книгоиздания": "Если бы мы не написали слово "дети", то не получили бы за бесплатно это помещение". А я-то удивлялся, почему в зале нет ни детских библиотекарей, ни издателей. Видимо, их просто не пригласили – чтоб не мешали серьезным людям разговаривать. Хотя, конечно, клевещу – слова "детская книга" были произнесены кем-то из выступавших. А дальше были произнесены такие слова: Совета по детской книге у нас нет, отделов рекомендательной библиографии не существует, в Доме детской книги Детгиза что-то есть. Все сказанное изобличает в ораторе редкого знатока предмета.
Приехали, граждане дорогие. Это лишь по официальной версии дети – наше будущее. А по неофициальной – только под ногами путаются.
Книжные ярмарки предлагают детям развлечения и пирожные. Недели детской книги – сувениры и воздушные шарики. Это, конечно, непременные составляющие праздника. Но это, в отличие от хорошей книги, – не на всю жизнь.
Идея понравилась не всем