Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Теперь на повестке дня стоят выборы президента. Еще в начале года лица, представляющие Кремль, осторожно называли "ноябрь-декабрь 2003 года" как дату возможных выборов президента и парламента республики. Судя по последним заявлениям главы ЦИК России Александра Вешнякова, голосование в республике будет совмещено с парламентскими выборами в целом по России. Правда, у федерального центра есть еще один вариант – устроить выборы органов власти в Чечне одновременно с избранием президента России. Тогда у кандидатов на пост руководителя республики, которых будет лоббировать Москва, появится дополнительное время на PR-кампанию на федеральном и местном уровне.
По словам анонимного источника "Yтра" в администрации Чечни, "референдум показал твердость политики федерального центра в Чечне. Москва стукнула кулаком по столу, настояла на Конституции и законах о выборах и получила, что хотела. Самое интересное в Чечне начнется через шесть месяцев. Драка за власть будет серьезной. И не дай Бог, если она перерастет в нецивилизованные акции".
По крайней мере, сегодня ясно одно: в конце 2002 – начале 2003 г. Чечня обретет президента без приставки "и.о.". Пока неизвестно, на какую именно кандидатуру будет ставить Москва. Кремлевские аналитики медлят с выбором, тщательно просчитывая шансы, возможности и перспективы каждого потенциального кандидата. Будущий президент Чечни должен представлять безоговорочную альтернативу "пещерному президентству" Аслана Масхадова и просто обязан иметь хоть толику популярности в самой Чечне. Разумеется, он должен устраивать чиновников всех уровней вертикали власти и при этом не раздражать военную верхушку в лице генералитета.
По мнению депутата Госдумы Асламбека Аслаханова, за президентство в Чечне будет бороться около сорока кандидатов, включая хозяйственников, банкиров, военных, "пары" генералов ФСБ, политиков и правозащитников. Мы вкратце обрисуем возможности и шансы наиболее заметных фигур, которые могут выставить свою кандидатуру на выборах.
Ахмад Кадыров давно заявил, что будет участвовать в выборах и рассчитывает на победу. Среди сильных сторон этой кандидатуры – связи в окружении президента России, которые подчеркивает даже такой факт: Станислав Ильясов, будучи премьером правительства Чечни, несколько раз вылетал в Москву, рассчитывая на конфиденциальную встречу с Владимиром Путиным, но каждый раз попадал на аудиенцию к Кадырову, которого за два часа (!) доставляли в столицу. Кадыров перешел на сторону федерального центра еще в 1999 году, был приглашен на инаугурацию президента России и ни разу не дал повода усомниться в своей позиции, озвучивая лишь то, что хотел услышать Кремль. По некоторым данным, в администрации президента России, по крайней мере до последнего времени, делали ставку именно на Ахмада Кадырова. Весной этого года благодаря Кадырову в Чечне было организовано несколько показательных сдач оружия боевиками. Как известно, глава администрации фактически имеет в республике свой отряд – "службу безопасности", в которой легализованы бывшие боевики. Руководят этой структурой сыновья и родственники Ахмад-хаджи. К минусам этой кандидатуры можно отнести: низкую популярность среди населения, неумелый подбор кадров, стремление полностью подмять под себя силовые структуры республики, обвинения семейного клана Кадырова в нефтебизнесе, похищениях людей и так далее. Кстати, сам Кадыров прекрасно понимает, что имеет весьма невысокий авторитет в Чечне. Исходя из этого, можно предположить, что Москва попытается сделать ставку на иную фигуру.
В последнее время одним из перспективных кандидатов называют Абубакара Арсамакова, главу Московского индустриального банка, который поддерживает тесные отношения с правительством Москвы. По слухам, ему симпатизирует помощник президента России Сергей Ястржембский. Якобы рокировка "Арсамаков – Кадыров" планировалась еще несколько лет назад, а последнему, чтобы не обидеть, могут предложить пост "спецпосланника России на Ближнем Востоке". В одном из интервью Арсамаков заявил, что в Чечне должны управлять профессионалы, собранные в единую команду. Но пока Чечню опутала "организационная сеть", благодатной почвой для которой является "постоянно проливаемая кровь", – под "сетью" банкир подразумевает авантюристов и неумелых людей, управляющих республикой. Слабость Арсамакова в том, что в самый сложный период он покинул Чечню и дистанцировался от событий в республике.
Определенный вес в Чечне имеет депутат Асламбек Аслаханов, несколько раз вывозивший жителей из заблокированных во время зачисток сел. Но миротворческие усилия Аслаханова остались без внимания Кремля, что вызвало у него чувство обиды. Не так давно бывший генерал МВД достаточно пессимистично оценил свою возможность баллотироваться в президенты Чечни: "У меня нет ни команды, ни денег... Я даю вам честное слово, что у меня никакого желания участвовать в этом нет, поскольку я понимаю, что это четыре года каторжной работы". В Думе же, по всей видимости, нагрузка меньше, поэтому в качестве "запасного аэродрома" Аслаханов может выдвинуть свою кандидатуру в депутаты от Чечни на второй срок. Во время недавнего визита в Гудермес Аслаханов повторил, что готов баллотироваться, если "сильно попросят". Уговорить депутата можно, и только итоги грядущих выборов покажут, в чью пользу оттянет процент голосов кандидат Асламбек Аслаханов.
Обязательным участником президентской гонки в Чечне можно считать главу Госсовета республики Малика Сайдуллаева – давнего оппонента Ахмада Кадырова. Хозяин концерна "Милан" и владелец "Русского лото" уже начал активную PR-кампанию. В 2000 году Сайдуллаев имел хорошие отношения с главой временной администрации республики Николаем Кошманом и делал ставку на Госсовет Чечни, но эта структура оказалась в большой степени декоративной. Незадолго перед референдумом было опубликовано заявление Сайдуллаева о положении в родной республике: "...В настоящее время власть в Чечне юридически принадлежит правительству, которое возглавляет Ахмад Кадыров. Фактически же, республика по-прежнему находится вне правового пространства, очерченного Конституцией РФ, поскольку Глава Администрации ЧР и его сторонники не имеют поддержки населения республики и не контролируют действия ни радикальных группировок, ни федеральных войск. Подтверждение тому – недавние взрыв Дома правительства, обстрел военными селения Новогрозненское, митинги протеста в Грозном. Очевидно, что правительство Кадырова способно только создавать видимость стабилизационных процессов в республике, что неизбежно порождает у населения недовольство властью и может спровоцировать новый виток противоправных действий со стороны экстремистов". Правда, заявляя о непопулярности администрации Кадырова, Малик Сайдуллаев предпочитает не говорить, что число его сторонников также не слишком велико.
По мнению аналитиков, нельзя сбрасывать со счетов и фигуру Беслана Гантамирова. Карьера этого человека удивительна – в свое время он, сотрудник милиции, в числе многих поддержал Джохара Дудаева, затем, разочаровавшись, перешел в оппозицию. Был назначен мэром Грозного, арестован и осужден за "исчезновение" огромных сумм, направленных на восстановление города в первую чеченскую кампанию. Из небытия Гантамиров появился в 1999 году – собрал боевые отряды из чеченцев и бросил их в бой с басаевцами и сторонниками Масхадова в Грозном и Урус-Мартане. В 2000 году Гантамиров полуофициально назывался "командующим чеченской милиции", безуспешно ждал высоких назначений и пошел на конфликт с назначенцем Кремля Кадыровым. Примирение фигур оформил полпред Виктор Казанцев: Гантамиров получил должность министра по СМИ в правительстве республики и заявил, что не будет выставлять кандидатуру на президентских выборах. Но... Во-первых, его решение может измениться. Во-вторых, на данный момент Гантамиров фактически создал собственные СМИ в Чечне. Речь идет о Грозненских радио- и телекомпании (не путать с ЧГТРК), где, в отличие от контролируемых властями общероссийских каналов, допускаются определенные вольности в освещении событий в республике. Гантамиров не пойдет на риск, выставив свою кандидатуру и зная, что не станет президентом, но попытается получить максимум дивидендов, используя собственные СМИ.
Демократические выборы в Чечне невозможно представить без представителя "той стороны" – раскаявшегося и вступившего в процесс мирного строительства (разумеется, для Масхадова тема выборов закрыта). Таких кандидатур не много, но они есть. В частности, Иса Темиров, до недавнего времени исполнявший обязанности председателя парламента Ичкерии. Темиров призвал чеченцев идти на референдум, обратился к Владимиру Путину с просьбой о всеобщей амнистии. Это не осталось незамеченным – Масхадов тут же назначил нового "главного по парламенту", зачислив Темирова в предатели. Разумеется, шансы на победу этого кандидата можно расценивать как минимальные, но важен сам процесс – разочарованные представители власти Ичкерии голосуют, пусть и проигрывая, за новую власть.
В обойме Кремля также есть Абдул-Хаким Султыгов, представляющий в Чечне президента России. Возможное выдвижение Султыгова с имиджем "современного цивилизованного чеченца" можно расценить как неожиданный, но эффективный ход. С другой стороны, пока Султыгов является клерком "второго плана" и не имеет достаточной поддержки в республике.
Загадочной фигурой представляется еще один возможный кандидат – Саид-Селим Пешхоев. Выдвижение этой кандидатуры может произойти в рамках стратегической линии прихода к власти представителей спецслужб и Минобороны. Генералы идут во власть, сходу штурмуя кресла высоких должностей. Генерал ФСБ Пешхоев возглавлял чеченскую милицию, не засветившись ни в одной истории и не участвуя во властных разборках. Получив звание генерала ФСБ, Пешхоев, тем не менее, возглавлял Управление внутренних дел по Чеченской Республике, но отказался окончательно перейти в милицию. Ведомственная преданность гарантирует Пешхоеву будущее не только в Чечне.
И, наконец, особняком стоит кандидатура Геннадия Трошева. Боевой генерал, уроженец Чечни отказался сменить Кавказ на новое место службы в Сибири, что вызвало демонстративное недовольство в руководстве Минобороны России. Впрочем, по мнению экспертов, заявление Трошева было принято с одобрения Кремля – генерала готовили к большой политике. Уже тогда появились сведения, что Трошев составит конкуренцию Кадырову на выборах президента Чечни. Но следующее решение Москвы несколько обескуражило – Трошев стал всего лишь советником Владимира Путина по казачеству. Эту должность многие расценили как "опереточную" и "бутафорскую", с которой нельзя полноценно стартовать в президентской гонке.
Кроме того, в числе возможных кандидатов на пост президента ЧР можно назвать бывшего заместителя главы администрации республики Абдуллу Бугаева, заместителя Кадырова Усмана Масаева, московского бизнесмена Хусейна Джабраилова и других. "Yтро" будет регулярно информировать своих читателей обо всех перипетиях предвыборной борьбы.
Ситуация может еще больше обостриться