Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Обострение ситуации на украинском продовольственном рынке большинство экспертов связывают в первую очередь с чересчур уж активным зерновым экспортом в прошлом году. При рекордном урожае в 38,8 млн. тонн трейдеры в условиях значительных "ножниц" между внутренними закупочными и экспортными ценами так основательно почистили закрома незалежной Родины, что в существенной мере выгребли даже необходимые на период до нового урожая запасы, а также материал для посевов (в результате в нынешнюю посевную многие хозяйства увеличили площади, отведенные под фуражное зерно). Между тем в текущем году виды на урожай крайне неважнецкие. По прогнозу Министерства аграрной политики Украины, будет собрано лишь 23-27 млн. тонн зерна. Причины – в неблагоприятных погодных условиях зимой (сильные морозы, а в феврале – перепады температур, вследствие чего поля покрылись ледяной коркой), весной (сухая погода и пыльные бури) и в июне (дожди прошли лишь во второй половине месяца).
Под урожай 2003 года агрохозяйства засеяли озимыми зерновыми 5,87 млн. га – на 14,4% меньше, чем в предыдущем году. При этом на 3,82 млн. га (65% засеянных площадей) озимые культуры погибли. Особенно пострадали южные области – так, в Николаевской и Днепропетровской областях озимые погибли на 93% площадей. Яровыми культурами в текущем году засеяно 18,8 млн. га, в том числе пересеяно 3,6 млн. га погибших озимых. По яровому клину засеяно 15,2 млн. га – из-за засухи на 5% меньше, чем планировалось.
С обеспечением фуражным зерном проблем у Украины, видимо, не возникнет, а вот с продовольственным ситуация сложнее. По оценкам Министерства сельского хозяйства США, производство пшеницы (основной продовольственной культуры) в 2003/2004 маркетинговом году (июль-июнь) составит на Украине 9,5 млн. тонн против 20,5 млн. т в завершившемся маркетинговом году. В связи с этим внутреннее потребление пшеницы уменьшится на 1,3 млн. – до 12,3 млн. т, а ее переходящие запасы на конец 2003/2004 года составят всего 410 тыс. т, тогда как в 2002/03 году они достигали 3,6 млн. т. Экспорт пшеницы из Украины в этом маркетинговом году сократится с 7,5 млн. до 1 млн. т. Схожие прогнозы даются и по ржи.
Потребности Украины в продовольственном зерне для мукомольных и хлебопекарных предприятий составляют 6-7 млн. т в год. Министерство аграрной политики страны прогнозирует дефицит продовольственного зерна в 2003/2004 маркетинговом году на уровне 1,5-1,75 млн. тонн. Как заявил министр Сергей Рыжук, полностью собственным продовольственным зерном будут обеспечены две трети областей (центральные, западные и северные регионы). Ранее, однако, утверждалось, что таких областей – лишь 13 из 25. По независимым оценкам, импортные потребности Украины в зерне могут превысить 2,5 млн. тонн. Кстати, зернотрейдеры из экспортеров уже переквалифицировались в активных импортеров: в первом квартале текущего года импорт зерна вырос в 11,5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2002 года – до 75,1 тыс. тонн.
По мнению специалистов, имеющиеся запасы зерна (1 млн. тонн) вполне позволяют дотянуть до нового урожая. К тому же, на юге страны уже приступили к уборке ранних зерновых. С учетом возросшего импорта, ситуация должна, по идее, скоро нормализоваться (тем более что возможна временная отмена таможенных пошлин и НДС при ввозе зерна). Власти – на уровне как правительства, так и отдельных регионов – заявляют также о достаточности запасов крупы, муки и макаронных изделий для нормального снабжения населения. Однако успокоительным речам чиновников люди уже не верят.
Конечно, ввиду недостатка предложения пшеницы на оптовом рынке, неблагоприятных прогнозов будущего урожая, а также увеличения цен на импортное зерно внутренние цены на пшеницу не могли не возрасти, а вслед за ними – и на другие продукты. Однако такой рост мог, наверное, ограничиться 10-20%, и уж во всяком случае не было бы никакой потребительской паники, если бы в попытке сдержать цены власти не стали активно вмешиваться в рыночные процессы. Сдается, что нынешний продовольственный кризис на Украине – это все же больше рукотворное, нежели объективное явление. Причем ситуация грозит пойти по кругу: бюрократическое регулирование рынка заставляет торговцев придерживать товар и вызывает ажиотажный спрос, ведущий уже не к искусственному, а реальному дефициту, что в итоге усиливает тягу к еще большому закручиванию административных гаек. Именно в алчности предпринимателей, задирающих цены, зловредных действиях "спекулянтов", а также в "менталитете населения", но никак не в собственной политике правительство усматривает главную причину нахлынувших бед.
"Недобросовестных" бизнесменов власти собираются наказывать. С такими угрозами на одном из последних заседаний кабинета министров выступил, в частности, первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров. Не отстают и региональные начальники. Так, киевский городской глава Юрий Россада заявил о намерении разобраться с предпринимателями, "необоснованно" поднявшими цены на крупы и зерно, и поручил соответствующим структурам своей администрации "проверить ценообразование". При этом Главное управление горадминистрации по вопросам ценовой политики установило на отдельные продукты твердые розничные цены. То же самое наблюдается в Крыму. Председатель Совета министров автономии Сергей Куницын отдал распоряжение правоохранительным и налоговым органам проверить деятельность АО "Крымхлеб", повысившего с 24 июня цены на хлебобулочную продукцию до 30%. В Крыму административно установлен потолок рентабельности в 7% для производителей хлебобулочных изделий, муки, круп и сахара, а также максимальные торговые наценки на эти товары на уровне 10-20%. А вот харьковский губернатор Евгений Кушнарев всего-навсего "порекомендовал" местным предприятиям не повышать цены на хлеб и муку.
В правительстве сейчас разрабатывается законопроект об изъятии у предпринимателей "незаконной" прибыли. На упоминавшемся заседании кабинета министров Николай Азаров, имея в виду доходы торговцев зерном и другими продуктами, заявил буквально следующее: "Вся эта сверхприбыль должна пойти не в карманы спекулянтов, а государству, которое могло бы ее перераспределить". По мнению экспертов, даже если "экспроприационный" законопроект доберется до Верховной Рады, вероятность его принятия практически равна нулю; однако сама по себе подготовка такого документа в высшей степени симптоматична.
Между тем еще 20 мая президент Украины Леонид Кучма подписал указ "О дополнительных мерах по стабилизации рынка зерна", направленный, как сказано, "на стабилизацию продовольственного рынка, устранение диспропорции в товаропотоках и ценах на зерно и продукты его переработки, внедрение эффективных механизмов государственного регулирования рынка зерна и усиление защиты прав потребителей". Указ предусматривает преимущественно рыночные методы воздействия государства на ситуацию. Кабинету министров поручено, в частности, принять меры по осуществлению закупок зерна в госрезерв, проведению интервенционных операций на зерновом рынке, а также формированию региональных ресурсов зерна. По словам премьер-министра Виктора Януковича, государство должно быть активным участником зернового рынка – покупать и продавать зерно в зависимости от складывающейся конъюнктуры. И нельзя сказать, что правительство ничего не делает в этом направлении. Тем не менее, силовые методы, похоже, остаются главными.
Украинским начальникам, уповающим на эффективность силового давления на рынок и заверяющим граждан, что "с хлебом (мукой, крупой, макаронами, сахаром etc.) на Украине хорошо", можно, перефразируя старый советский анекдот, сказать, что вот без хлеба на Украине плохо.
Ситуация резко изменилась