Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Обострение ситуации на украинском продовольственном рынке большинство экспертов связывают в первую очередь с чересчур уж активным зерновым экспортом в прошлом году. При рекордном урожае в 38,8 млн. тонн трейдеры в условиях значительных "ножниц" между внутренними закупочными и экспортными ценами так основательно почистили закрома незалежной Родины, что в существенной мере выгребли даже необходимые на период до нового урожая запасы, а также материал для посевов (в результате в нынешнюю посевную многие хозяйства увеличили площади, отведенные под фуражное зерно). Между тем в текущем году виды на урожай крайне неважнецкие. По прогнозу Министерства аграрной политики Украины, будет собрано лишь 23-27 млн. тонн зерна. Причины – в неблагоприятных погодных условиях зимой (сильные морозы, а в феврале – перепады температур, вследствие чего поля покрылись ледяной коркой), весной (сухая погода и пыльные бури) и в июне (дожди прошли лишь во второй половине месяца).
Под урожай 2003 года агрохозяйства засеяли озимыми зерновыми 5,87 млн. га – на 14,4% меньше, чем в предыдущем году. При этом на 3,82 млн. га (65% засеянных площадей) озимые культуры погибли. Особенно пострадали южные области – так, в Николаевской и Днепропетровской областях озимые погибли на 93% площадей. Яровыми культурами в текущем году засеяно 18,8 млн. га, в том числе пересеяно 3,6 млн. га погибших озимых. По яровому клину засеяно 15,2 млн. га – из-за засухи на 5% меньше, чем планировалось.
С обеспечением фуражным зерном проблем у Украины, видимо, не возникнет, а вот с продовольственным ситуация сложнее. По оценкам Министерства сельского хозяйства США, производство пшеницы (основной продовольственной культуры) в 2003/2004 маркетинговом году (июль-июнь) составит на Украине 9,5 млн. тонн против 20,5 млн. т в завершившемся маркетинговом году. В связи с этим внутреннее потребление пшеницы уменьшится на 1,3 млн. – до 12,3 млн. т, а ее переходящие запасы на конец 2003/2004 года составят всего 410 тыс. т, тогда как в 2002/03 году они достигали 3,6 млн. т. Экспорт пшеницы из Украины в этом маркетинговом году сократится с 7,5 млн. до 1 млн. т. Схожие прогнозы даются и по ржи.
Потребности Украины в продовольственном зерне для мукомольных и хлебопекарных предприятий составляют 6-7 млн. т в год. Министерство аграрной политики страны прогнозирует дефицит продовольственного зерна в 2003/2004 маркетинговом году на уровне 1,5-1,75 млн. тонн. Как заявил министр Сергей Рыжук, полностью собственным продовольственным зерном будут обеспечены две трети областей (центральные, западные и северные регионы). Ранее, однако, утверждалось, что таких областей – лишь 13 из 25. По независимым оценкам, импортные потребности Украины в зерне могут превысить 2,5 млн. тонн. Кстати, зернотрейдеры из экспортеров уже переквалифицировались в активных импортеров: в первом квартале текущего года импорт зерна вырос в 11,5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2002 года – до 75,1 тыс. тонн.
По мнению специалистов, имеющиеся запасы зерна (1 млн. тонн) вполне позволяют дотянуть до нового урожая. К тому же, на юге страны уже приступили к уборке ранних зерновых. С учетом возросшего импорта, ситуация должна, по идее, скоро нормализоваться (тем более что возможна временная отмена таможенных пошлин и НДС при ввозе зерна). Власти – на уровне как правительства, так и отдельных регионов – заявляют также о достаточности запасов крупы, муки и макаронных изделий для нормального снабжения населения. Однако успокоительным речам чиновников люди уже не верят.
Конечно, ввиду недостатка предложения пшеницы на оптовом рынке, неблагоприятных прогнозов будущего урожая, а также увеличения цен на импортное зерно внутренние цены на пшеницу не могли не возрасти, а вслед за ними – и на другие продукты. Однако такой рост мог, наверное, ограничиться 10-20%, и уж во всяком случае не было бы никакой потребительской паники, если бы в попытке сдержать цены власти не стали активно вмешиваться в рыночные процессы. Сдается, что нынешний продовольственный кризис на Украине – это все же больше рукотворное, нежели объективное явление. Причем ситуация грозит пойти по кругу: бюрократическое регулирование рынка заставляет торговцев придерживать товар и вызывает ажиотажный спрос, ведущий уже не к искусственному, а реальному дефициту, что в итоге усиливает тягу к еще большому закручиванию административных гаек. Именно в алчности предпринимателей, задирающих цены, зловредных действиях "спекулянтов", а также в "менталитете населения", но никак не в собственной политике правительство усматривает главную причину нахлынувших бед.
"Недобросовестных" бизнесменов власти собираются наказывать. С такими угрозами на одном из последних заседаний кабинета министров выступил, в частности, первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров. Не отстают и региональные начальники. Так, киевский городской глава Юрий Россада заявил о намерении разобраться с предпринимателями, "необоснованно" поднявшими цены на крупы и зерно, и поручил соответствующим структурам своей администрации "проверить ценообразование". При этом Главное управление горадминистрации по вопросам ценовой политики установило на отдельные продукты твердые розничные цены. То же самое наблюдается в Крыму. Председатель Совета министров автономии Сергей Куницын отдал распоряжение правоохранительным и налоговым органам проверить деятельность АО "Крымхлеб", повысившего с 24 июня цены на хлебобулочную продукцию до 30%. В Крыму административно установлен потолок рентабельности в 7% для производителей хлебобулочных изделий, муки, круп и сахара, а также максимальные торговые наценки на эти товары на уровне 10-20%. А вот харьковский губернатор Евгений Кушнарев всего-навсего "порекомендовал" местным предприятиям не повышать цены на хлеб и муку.
В правительстве сейчас разрабатывается законопроект об изъятии у предпринимателей "незаконной" прибыли. На упоминавшемся заседании кабинета министров Николай Азаров, имея в виду доходы торговцев зерном и другими продуктами, заявил буквально следующее: "Вся эта сверхприбыль должна пойти не в карманы спекулянтов, а государству, которое могло бы ее перераспределить". По мнению экспертов, даже если "экспроприационный" законопроект доберется до Верховной Рады, вероятность его принятия практически равна нулю; однако сама по себе подготовка такого документа в высшей степени симптоматична.
Между тем еще 20 мая президент Украины Леонид Кучма подписал указ "О дополнительных мерах по стабилизации рынка зерна", направленный, как сказано, "на стабилизацию продовольственного рынка, устранение диспропорции в товаропотоках и ценах на зерно и продукты его переработки, внедрение эффективных механизмов государственного регулирования рынка зерна и усиление защиты прав потребителей". Указ предусматривает преимущественно рыночные методы воздействия государства на ситуацию. Кабинету министров поручено, в частности, принять меры по осуществлению закупок зерна в госрезерв, проведению интервенционных операций на зерновом рынке, а также формированию региональных ресурсов зерна. По словам премьер-министра Виктора Януковича, государство должно быть активным участником зернового рынка – покупать и продавать зерно в зависимости от складывающейся конъюнктуры. И нельзя сказать, что правительство ничего не делает в этом направлении. Тем не менее, силовые методы, похоже, остаются главными.
Украинским начальникам, уповающим на эффективность силового давления на рынок и заверяющим граждан, что "с хлебом (мукой, крупой, макаронами, сахаром etc.) на Украине хорошо", можно, перефразируя старый советский анекдот, сказать, что вот без хлеба на Украине плохо.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт