С чего начиналась Третьяковка...

На выставке "Графика в собрании Павла Михайловича Третьякова" – Васнецов, Нестеров, Левитан, Ге, Поленов, Брюллов и другие: 250 из тех 518 листов графики, что Третьяков передал Москве в 1892 году




В 1892 г. Павел Михайлович Третьяков передал в дар городу Москве 1287 картин, 9 скульптур и 518 рисунков. Более 200 из этих произведений демонстрируются на открывшейся в преддверии Нового года большой выставке в залах графики Третьяковской галереи. Экспозиция открывалась 27 декабря (14 декабря по старому стилю) – в день рождения основателя сокровищницы русского искусства и представляет собой одно из наиболее значительных событий в череде юбилейных мероприятий, посвященных 150-летию знаменитой галереи. Новый проект продолжает серию выставок, посвященных московским собирателям, чье наследие вошло в состав Третьяковки.

Открывает выставку мемориальный зал. В нем представлены портреты основателя галереи, исполненные В.А. Серовым и В.В. Матэ, акварели Н.Н. Гриценко, связанные с "домом в Толмачах", грамота почетного гражданина Москвы П.М. Третьякова работы В.М. Васнецова. Уникальные фотографии залов, исполненные в 1898 г. К.Фишером по заказу П.М. Третьякова, дают возможность познакомиться с тем, как экспонировались рисунки в конце XIX века.

При входе в выставочный зал стоит компьютер, на мониторе которого можно увидеть, как выглядела галерея при жизни ее зачинателя. На старинных фотографиях различимы бесчисленные рисунки, покрывавшие стены в три-четыре ряда. Если подвести к какому-нибудь рисунку курсор и щелкнуть по нему, возникнет современное изображение того же экспоната. И уже потом этот экспонат (акварели Врубеля или Васнецова) можно созерцать на выставке.

К 1898 г. графическое собрание П.М. Третьякова включало уже около 1600 произведений как старых мастеров (А.Лосенко, А.Егоров, П.Басин, Ф.Бруни, К.Брюллов, А.Иванов, П.Федотов), так и современников коллекционера (В.Перов, И.Крамской, И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, Ф.Васильев, В.Поленов, Н.Ге), а также работы художников нового поколения (В. и А.Васнецовы, И.Левитан, М.Нестеров, В.Серов, М.Врубель, А.Бенуа, К.Сомов, Л.Бакст). Многие из этих произведений участвовали в персональных и тематических выставках, проводимых в Третьяковской галерее. Однако возможность увидеть экспозицию, составленную исключительно из рисунков, собранных Третьяковым, предоставляется зрителю впервые. В экспозицию вошло около 250 работ.

Никогда раньше такое количество "акварелей и черных рисунков", как назвал в письме Ивану Крамскому Павел Третьяков свое собрание, не выставлялось. Посетители увидят эскизы к фрескам Владимирского собора в Киеве Виктора Васнецова, которые современники ценили гораздо больше, чем всю его живопись, лучшую пастель Исаака Левитана "Близ Бордигеры. Италия", уникальную жанровую сценку Александра Иванова "Жених, выбирающий серьги для невесты". Не менее интересны и любимые Третьяковым сепии Павла Федотова. На выставке представлены все десять "нравственно-критических" сценок из коллекции мецената: "Модный Магазин", "Бедной девушки краса – смертная коса", "Судьба художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант".

Произведения искусств попадали к Третьякову разными путями. Какие-то картины ему дарили авторы, многое он покупал сам. Был случай, когда Репин и Шишкин скупили многие работы умершего молодым Федора Васильева и передали Третьяковской галерее. Последним приобретением коллекционера в 1898 г. стала акварель Серова "Серый день".

Третьяков особенно ценил и бережно собирал портреты, выполненные с натуры, поставив перед собой цель сохранить для потомков образы известных российских деятелей науки, культуры и искусства. Его обширная графическая галерея портретов современников стала важным документом эпохи.

Завершает экспозицию зал последних приобретений Третьякова, позволяющих представить Павла Михайловича не только как собирателя работ передвижников и старых мастеров, но и как человека, интересующегося всем новым, что появлялось в современном искусстве.

"Рисунок и акварель в собрании Павла Михайловича Третьякова", с 28 декабря по 12 марта в ГТГ

Выбор читателей