Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Начало нынешнего года в плане экономической статистки выдалось более чем успешным: инфляция ползла вверх очень медленно, а промпроизводство росло опережающими темпами. Причиной такой воодушевляющей картины стало стечение ряда благоприятных обстоятельств. Не меньшее значение имел и т.н. статистический "эффект базы": текущая инфляция сравнивалась с высокими темпами прошлого года, а промпроизводство, напротив, с низкими показателями, вызванными аномально холодной зимой 2006 года.
Особую гордость правительственных чиновников вызывало то, что наибольшие темпы роста демонстрировала обрабатывающая промышленность. Это давало возможность рассуждать об отрыве российской экономики от пресловутой "сырьевой модели". Однако эта замечательная тенденция оказалась крайне недолговечной. Уже в сентябре "обработку" на 0,1% обогнало производство и распределение электроэнергии, газа и воды, составив 4,1% роста за сентябрь. Рост обрабатывающих отраслей в 4% на фоне 12,2% в первом полугодии оказался более чем скромным. Свою роль здесь сыграл и мировой кризис ликвидности; если раньше эксперты полагали, что он затронет лишь такие "перегретые" отрасли, как торговля и строительство, то сегодня совершенно очевидно, что он не пощадил и промышленность.
Кризис на финансовом рынке привел к снижению инвестиционной активности: деньги стали дороже, а банки притормозили выдачу кредитов. В довершение всех бед появилась тенденция к ослаблению потребительской активности населения. В сентябре Институт экономики переходного периода провел опрос среди руководителей 711 промышленных предприятий, многие из которых указали на снижение в сентябре темпов роста спроса на их продукцию. Это, по их словам, привело к необходимости снизить оценку запасов готовой продукции и, как следствие, – к снижению интенсивности производства. Опрос также свидетельствует о том, что в промышленности прекратился рост реальной прибыли компаний. Только предприятия химии, нефтехимии и производства стройматериалов фиксировали в сентябре рост прибыли. Настроены промышленники весьма пессимистично. Они уверены, что из-за нехватки ликвидности спрос в ближайшие месяцы будет расти очень медленно. Отсюда можно сделать вывод, что до конца года вряд ли стоит ожидать особо высокого прироста темпов производства.
Не менее значимым "довеском" к кризису ликвидности стал и мировой кризис на рынке сельхозпродукции. Из-за удорожания сырья и комбикормов снизились темпы роста производства мяса – с 15,4% в августе и 22% в июле до 7,3% в сентябре. В молочной промышленности вообще произошел спад. Так, цельномолочной продукции в сентябре было выпущено на 0,8%, а сыров – на 7,2% меньше, чем в сентябре 2006 года. Сами производители объясняют такой спад дефицитом предложения сырого молока. Обычно он компенсируется сухим, которое преимущественно импортируется. Однако на этот раз цены на сухое молоко сильно подросли и на мировом рынке.
Впрочем, нет худа и без добра – благодаря кризису сельхозпроизводители наконец-то добились внимания со стороны государства. Кризис стал лакмусовой бумажкой продовольственной безопасности России и наглядно продемонстрировал необходимость крупных инвестиций в сельскохозяйственную отрасль.
О необходимости инвестиций свидетельствуют и сентябрьские данные по добыче полезных ископаемых. Они выросли лишь на 0,2%, что в 10 раз меньше среднегодового показателя. Испортить статистику было нетрудно: из-за теплой зимы 2007 г. снизился спрос на газ, что привело к переполнению хранилищ.
Ко всему прочему, снижаются и темпы производства строительных материалов, что во многом объясняется близостью зимы. Так, рост выпуска кирпича в сентябре составил лишь 8,8% против 14,6% роста в первом полугодии, цемента – 7,3% против 20,7 процентов.
Анализируя экономическую статистику, с сожалением приходится констатировать, что последние события на мировых рынках наглядно продемонстрировали слабость российской системы прогнозирования и стратегического планирования. Диверсификация экономики происходит слишком медленно и в основном за счет конъюнктурных отраслей, что, в свою очередь, подвергает серьезному риску продовольственную и промышленную безопасность страны.
Объективности ради нельзя не отметить, что в последнее время проблемы товаропроизводителей весьма активно обсуждаются на самом высшем уровне и государственные инвестиции в промышленный сектор обещаются немалые. Правда, рост внимания к российским проблемам традиционно совпадает с приближающимися выборами, что неизбежно наводит на не самые оптимистичные мысли.
Многие ополчились на нашу страну