За нефтью иностранцы пойдут к премьеру

Зарубежным компаниям для участия в разработке крупных месторождений углеводородов, золота и никеля нужно будет получать разрешение председателя правительства России




Вопрос об установлении государственного контроля за участием иностранцев в стратегических отраслях российской экономики может быть решен в течение весны. Госдума уже приняла в первом чтении соответствующий законопроект. Впредь иностранным компаниям для участия в разработке крупных месторождений углеводородов, золота и никеля нужно будет получать разрешение председателя правительства России.

Министерство природных ресурсов занималось концепцией развития стратегических отраслей в течение нескольких лет. В 2005 г. проект закона "О недрах" получил одобрение правительства и был направлен российским парламентариям, но отозван из Госдумы накануне первого чтения. Минприроды потребовалось согласовать свои позиции с ФСБ и администрацией президента. Кроме того, активное сопротивление участию иностранцев в разработке российских недр оказывают крупные отечественные компании, например, "Газпром". Эксперты отмечают, что новые критерии в определении стратегических месторождений почти в точности совпадают с теми, которые еще в 2005 г. предлагала крупнейшая газовая компания России.

Первоначально распределять квоты на разработку недр предполагалось посредством аукционов. Считалось, что это наиболее прозрачный механизм. Вскоре в употребление вошло понятие "особых случаев", квалифицировать которые могло только правительство.

К стратегическим сперва отнесли всего пять нефтегазовых месторождений из нераспределенного фонда. Но поскольку геологическая изученность месторождений в России остается низкой, можно ожидать постепенного увеличения этого перечня в несколько раз.

От иностранных партнеров ждут финансовых и технологических инвестиций в обмен на миноритарное участие в топливно-энергетическом секторе экономики. Ограничения для участия иностранного капитала в разработке крупных месторождений углеводородов и ценных металлов планируются серьезные. Если для всех остальных отраслей российской экономики пороговое значение на иностранное акционирование составляет 25% - 50%, то для сферы недропользования порог предусматривают в 5% - 10%. На приобретение большей доли придется запрашивать разрешение у специальной комиссии, возглавит которую премьер-министр России. Ограничения коснутся и оффшорных компаний как юридических лиц иностранных государств.

Чиновники успокаивают недропользователей, в компаниях которых велика доля иностранного капитала: закон, по всем правилам, не должен иметь обратной силы и будет распространяться только на новые, ранее не лицензировавшиеся месторождения.

Однако, что именно подразумевает понятие "российская компания", по-прежнему не ясно - то ли речь идет о месте юридической регистрации, то ли о составе акционеров. Волноваться приходится даже крупному лоббисту "Газпрому", у которого 21% акций числится за Bank of New York. Его аналитики надеются, что в новом законопроекте найдется лазейка для компаний, доля государства в которых превышает 50%.

Вряд ли решимость Кремля обеспечить национальные интересы вызовет одобрение и понимание зарубежных топливно-энергетических компаний. Пока же иностранным инвесторам приходится довольствоваться обещаниями правительства РФ сделать процедуру допуска к стратегическим месторождениям более прозрачной. По крайней мере, этот посул в наименьшей степени подвержен временным изменениям.

Российские чиновники стремятся максимально формализовать процедуру распределения стратегических месторождений. Отчасти ужесточение контроля за стратегическими отраслями спровоцировано не столько активной экспансией иностранных инвесторов в отечественный ТЭК, что было бы благом даже для страны профицитного бюджета, сколько западной истерией о второй холодной войне, об энергетической зависимости от России и о необходимости диверсифицировать энергопоставки. Но в качестве энергетического донора для Европы Россия остается вне конкуренции.

В стремлении "застолбить территорию" и опередить китайские компании европейцы согласятся на любые возможные условия присутствия в российском ТЭК и электроэнергетике. Китайский же бизнес еще более сговорчив и прожорлив. Россия может позволить себе устанавливать и менять условия сотрудничества с иностранными компаниями в соответствии с пониманием национальных интересов в тот или иной исторический отрезок. Тем более что в сохранении политического курса страны даже при смене президента никто не сомневается.

А значит, перспективному развитию нефтегазовой отрасли России ничто не должно мешать.

Выбор читателей