Карикатурная история страны Советов

Искусство плаката занимало важное место в советской пропаганде. Руководители государства прекрасно понимали, что новая "целевая аудитория" практически безграмотна, а карикатуры понятны всем


ФОТО: tsaritsyno-museum.ru



Праздник Дня Победы с каждым годом приобретает все более метафизический характер - война, коснувшаяся буквально каждой семьи, постепенно становится частью истории. И все же, в отличие от многих других "красный дней" нашего неожиданно скупого на памятные даты календаря, 9 мая остается настоящим праздником. Люди не хотят забывать прошлое, и лучшее свидетельство тому - тематические выставки, так или иначе связанные с темой Великой Отечественной войны.

Одним из самых интересных проектов нынешнего сезона стала выставка "История глазами КуКрыНикСов. 1928 - 1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика", организованная Государственным музеем-заповедником "Царицыно" и галереей Мамонтовых. В экспозицию вошло более 100 подлинных произведений советских графиков и живописцев, народных художников СССР - Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова, созданные ими в период с 1928 по 1945 гг. под всемирно известным псевдонимом КуКрыНикСы.

Объединившись еще в эпоху НЭПа, молодые КуКрыНикСы в политику не лезли - первые карикатуры в основном посвящены современной литературной тусовке. Расширить кругозор художникам пришлось после исторической встречи с Максимом Горьким в 1931 г. - главный советский писатель посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за ее пределами и вообще, подумать о перспективах сатирического плаката. Не стоит забывать, что искусство плаката занимало важное место еще в Плане монументальной пропаганды, появившемся на свет в 1918 году.

Руководители молодого советского государства прекрасно понимали, что новая "целевая аудитория" практически безграмотна, а средства карикатуры и плаката позволяют донести необходимую информацию до всех категорий граждан. Не случайно в 1920-е гг. в Москве и Ленинграде сформировалась целая плеяда талантливых художников, работавших в этом жанре. Острые, язвительные рисунки КуКрыНикСов, украшавшие страницы "Правды" и "Крокодила", в годы Великой Отечественной войны перекочевали в "Окна ТАСС".

Сочетающие убийственный сарказм и героику образы, начиная от карикатуры "Адольф" 1936 г. и вплоть до зарисовок, сделанных в 1945 г. из зала суда в Нюрнберге, составили не только наиболее полную, но и одну из самых честных летописей Второй мировой войны.

Однако карикатуры и сатирические плакаты - лишь часть творческого наследия этого удивительного союза. КуКрыНикСы часто выступали как иллюстраторы, причем диапазон их творчества колебался от строго графического гротеска в книгах Ильфа и Петрова, до лирически-живописных образов, в которых воплотился Дон Кихот Сервантеса. Художники даже берутся за живописные произведения - в серьезных исторических полотнах, как и в графике, КуКрыНикСы мастерски добиваются единого стиля. Но, невзирая на активную коллективную деятельность, каждый из них сумел сохраниться как самостоятельная творческая личность. Лучшее тому свидетельство - камерные работы, представленные в экспозиции выставки.

КуКрыНикСов знала вся страна, однако сегодня их работы представляют собой лишь часть огромного художественного наследия тех лет, посвященного теме войны. Графическая серия "Это не должно повториться" стала вершиной творчества сегодня почти неизвестного широкой публике художника Бориса Пророкова. Выпускник ВХУТЕМАСа и ученик знаменитого Моора, он сотрудничал с ведущими советскими газетами и журналами, а в годы Второй мировой войны служил художником Главного управления политической пропаганды Военно-морского флота на Балтийском, а затем Черноморском флоте. Из под его пера выходили агитационные изо-листовки, которые сбрасывались с самолетов над вражеской территорией. После войны работал иллюстратором, делал рисунки и даже писал картины. Но лишь в серии, посвященной Великой Отечественной войне, художнику удалось достичь монументальности Дейнеки, пластики Вучетича и остроты Гойи.

На выставке "Война и жизнь в творчестве Бориса Пророкова", организованной галереей Г.О.С.Т. в залах Политехнического музея, представлено более пятидесяти живописных и графических работ мастера. Хотя, по меткому замечанию кураторов проекта: "Время неумолимо меняет принципы восприятия и оценки событий полувековой давности, оно расставляет иные акценты и выдвигает новые перспективы. Страна, которую горячо любил и за которую воевал Борис Пророков, уже давно перестала существовать".

Выбор читателей