Праздник самодеятельности

Задача любого нормального фестиваля - сосредоточить как можно больше хороших спектаклей в одно время и в одном месте. Но на Фриндже критерий хороший/плохой просто теряет смысл


ФОТО: goldenmask.ru



В Центре им. Мейерхольда с 26 мая по 5 июня пройдет новый театральный фестиваль с трудно произносимым для неспециалиста названием "Эдинбургский Фриндж в Москве". Он включает в себя пять спектаклей, в разное время принимавших участие в офф-программе знаменитого Эдинбургского театрального фестиваля. Последний, в частности, знаменит именно своей неосновной программой - Фринджем (с английского fringe переводится как "край", "периферия"), возникшем в 1947 г., когда восемь театров не попали в список приглашенных и приехали на фестиваль без приглашения. Появившись как совершенно маргинальное и отчасти даже нелепое явление, с годами Фриндж разросся, потеснив официальный фестиваль. Поездка в Эдинбург сегодня означает вовсе не стремление встретиться с рафинированным, концептуальным европейским театром (для этого существуют другие фестивали), а попытку попасть на праздник.

Он имеет достаточно четкий цифровой эквивалент: 20 тыс. спектаклей, 17 тыс. - 18 тыс. коллективов, 1,5 млн билетов и $16 млн дохода. Эти цифры сообщила на пресс-конференции перед московским фестивалем Мария Ревякина, генеральный директор "Золотой маски", являющейся инициатором и совместно с Британским советом в России организатором "Эдинбургского Фринджа в Москве". Собственно, сам праздник связан не с театральными профессиональными делами и не с качеством предлагаемых к просмотру постановок, а с их количеством (невероятным) и разнообразием (таким же).

Куратор Московского Фринджа, театральный критик Марина Давыдова говорит об особой природе нового фестиваля. Задача любого "нормального" фестиваля - сосредоточить как можно больше хороших спектаклей в одно время и в одном месте. Но здесь критерий хороший/плохой просто теряет смысл. Спектакли Фринджа по определению отдают самодеятельностью, возникая и существуя на границах театральных норм, а то и вовсе за ними. Премия "Золотая маска", использующая экспертный отбор в формировании конкурсной программы, долгие годы заведомо вынуждена была отсеивать театральные постановки, являющиеся неформатными, сомнительными, непрофессиональными. Но закрывать окончательно дверь перед этими постановками - дело жестокое. Все-таки ответ на вопрос, каким должен быть настоящий театр, заключается не заданном раз и навсегда наборе качеств, а в слове "разный". Поэтому и было решено рядом с дверью сделать окно, приняв под крыло "Золотой маски" другой, иной, не такой театр.

В предстоящем фестивале с точки зрения воплощения в жизнь принципов театральной демократии наиболее интересна британская часть программы и спецпрограмма. Два российских спектакля (изначально планировалось показать три, но "Белая история" петербургского "Комик-треста" выпала по техническим обстоятельствам) - это продукция проверенных, хотя и числящихся экспериментальными, театров: "Школа для дураков" "Формального театра" в постановке Андрея Могучего и "Русская тоска" театра "Около" в постановке Юрия Погребничко и Лилии Загорской. Оба спектакля получили в свое время приз критики Fringe First, а "Школа для дураков" - высшую театральную премию Санкт-Петербурга "Золотой софит" и "Золотую маску" в номинации "Приз театральных критиков".

Три британских спектакля, участвующих в фестивале, были показаны на Эдинбургском Фриндже летом 2007 года. Все они сделаны в жанрах не известных или не популярных в России. "В свободном падении" (театр "Хойполой" и "Хью Хьюз Продакшнз") - это stand-up comedy, в которой актер рассказывает почти невероятную историю. "Предлагаемые обстоятельства" (театр "Третий Ангел") - спектакль без режиссера, выросший из актерских импровизаций и экспериментов над зрительским восприятием. "Дамаск" (театр "Траверс") поставлен по пьесе современного шотландского драматурга Дэвида Грейга и соединяет политическую актуальность темы и комедийную форму.

В качестве спецпрограммы предлагается обсуждение спектаклей, круглый стол, посвященный феномену Фринджа (с участием Пола Гаджина, экс-директора Эдинбургского Фринджа, и руководителей российских региональных театральных фестивалей), встреча британского критика Дэвида Адамса со студентами и театральной общественностью и читки пьес известного драматурга Макса Равенхилла (режиссеры Владимир Скворцов и Александр Вартанов).

"Бывают актер-эксперимент, режиссер-эксперимент и спектакль-эксперимент. А это фестиваль-эсперимент, - охарактеризовала "Эринбургский Фриндж в Москве" Марина Давыдова. - Нам очень интересно, если посадить на этой почве зерна, будет ли расти здесь авокадо". Вопрос, между прочим, не риторический, а чисто практический: поживем - увидим. Авокадо - хороший фрукт, можно по Yтрам вместо масла на хлеб намазывать.

Выбор читателей