Путина толкают в зону отчуждения

В информационном поле сформировался запрос на "смену вех". Либералы ждут "оттепели", политологи продвигают идею обновления государственной парадигмы, а в кулуарах говорят о "депутинизации"


ФОТО: AP



В России уже сложилась традиция связывать подведение первых итогов деятельности новых премьеров с круглой датой - 100 дней с момента назначения. Но сотый день премьерства Владимира Путина придется на середину августа, а это самый разгар уже практически начавшейся "летней паузы". Посему, не отказывая себе в удовольствии вернуться к этой теме еще раз, попробуем подвести, так сказать, предварительные итоги.

Затея эта представляется вполне уместной, тем более что в информационном поле уже фактически сформировался запрос на "смену вех". Если далекие от реальной политики либералы имеют в виду некую "оттепель", подразумевая общее "отвинчивание гаек" и, прежде всего, освобождение Ходорковского, а поднаторевшие в административных играх политологи продвигают идею смены государственной парадигмы, то в кулуарах прямо говорят о грядущей "депутинизации".

Одновременно можно встретить рассуждения о возможной отставке нынешнего премьера или о вероятном "сливе" Дмитрия Медведева и возвращения Путина к власти. В рамках первого прогноза Владимир Путин подается в качестве творца глобального социально-экономического кризиса, который разразится нынешней осенью. В рамках второго Медведева обвиняют в нарушении договоренности о преемственности политического курса и административных играх, нацеленных на формирование собственной группы поддержки.

На этом фоне бросается в глаза некоторая вялость Путина, которую объясняют либо тем, что он уже не видит возможности реализовать свой план модернизации, либо просто обеспокоенностью тем, как развивается ситуация.

Но независимо от того, насколько адекватными являются эти гипотезы, налицо разбалансировка государственной политики. А это явно не входило в первоначальные планы операции "Преемник". Ведь, если даже допустить, что президент Медведев должен был продвигать либерально-демократический тренд, а премьер Путин - обеспечивать его социально-экономическое прикрытие, речь, судя по всему, не шла об их лобовом столкновении.

Сегодня же в либеральном лагере действия Путина - повышение зарплат и пенсий, надбавки за работу в ночное время, снижение налогов и прочее - трактуются не иначе, как популизм, угрожающий основам стабильности. Особенно неприятно, что эти кризисные прогнозы озвучиваются членами правительства. А также тот факт, что некоторые из них имеют весьма убедительно обоснование. В частности, по мнению главы Минфина Алексея Кудрина, системный кризис, угрожающий экономике России, напрямую связан не только с массированным вбросом денежной массы, но и с перспективой снижения экспорта природных ресурсов уже в 2009 - 2011 гг., что обусловлено сворачиванием геологоразведочных работ. Напомним, что эта информация не является новостью. Еще в 2002 г. о неудовлетворительном состоянии геологоразведки говорил и сам Путин. Однако, судя по всему, никаких серьезных подвижек в этом направлении так и не произошло, что свидетельствует о параличе управления, который не был преодолен, несмотря на пресловутую "вертикаль власти" и повышение роли государства в экономике. В то же время нельзя не признать, что именно за годы президентства Путина России удалось консолидировать ресурсы, необходимые для дальнейшей модернизации, на роль проводника которой был назначен Дмитрий Медведев.

Даже внутри правительства наблюдаются разброд и шатания. Так, например, в выступлении первого вице-премьера Игоря Шувалова на ХII Петербургском экономическом форуме наблюдатели увидели признание того, что курс Путина требует серьезной корректировки. Еще более неприятный осадок оставляют слухи, касающиеся кулуарного общения Шувалова с представителями работающих в России западных корпораций, в ходе контактов с которыми он вроде бы признал, что страна скатывается к серьезному кризису и посоветовал им начать - пока не поздно - вывод своих активов.

Эти, а также многие другие, незначительные на первый взгляд эпизоды хорошо вписываются в озвученную главой Института современного развития Игорем Юргенсом идею "тихой войны", которую ведет Медведев со старой командой Путина. К этому сценарию соперничества двух центров власти можно подшить что угодно: заигрывания президента с крупным бизнесом, кадровые изменения в военном ведомстве и прочие административные шаги, нацеленные на консолидацию рычагов управления в руках действующего президента.

И ничего удивительного в этом нет: положение президента обязывает. Совсем другой сюжет - все более агрессивные атаки на премьера, которого сегодня обвиняют не только в грядущем экономическом коллапсе, но и в осложнении отношений с Западом и ухудшении отношений с Грузией и Украиной. Более того, отдельные комментаторы говорят о том, что планы дискредитации Медведева, подготовленные в окружении Путина, включают войну с Грузией, которая якобы начнется в августе или сентябре этого года. Есть и те, кто грозит Путину Гаагским трибуналом.

Еще одним фактором, явно не улучшающим самочувствие премьера, стали истории с арестами в европейских странах представителей питерских криминальных группировок, которые, по некоторым сведениям, обслуживали интересы высших государственных чиновников, в том числе и принадлежащих к окружению Владимира Путина. Обсуждая эту тему, западные СМИ с удовлетворением подчеркивают, что Медведев в подобных скандалах не замешан.

Все вместе это выглядит как кампания дискредитации действующего премьера. На прошлой неделе она получила новый импульс после спровоцированного заявлением Путина скандала вокруг компании "Мечел".

Вся эта приобретшая скандальный характер информационная война не имеет ничего общего с идеей корректировки модели развития, заложенной в план "Преемник", и с размышлениями, которым предаются на эту тему околовластные политологи.

Выбор читателей