Россия теряет нефть

"Принципиальное решение" по налогообложению нефтяной отрасли принято. Правда, в чем заключается его "принципиальность" и перестанет ли от этого РФ ежегодно терять миллионы тонн нефти, пока не известно




Раскручивающаяся спираль мирового экономического кризиса, похоже, подтолкнула российское правительство к более решительным действиям в плане либерализации налогообложения ключевых отраслей экономики. В первую очередь это может коснуться нефтегазового сектора. Как сообщил на днях газете "КоммерсантЪ" помощник президента Аркадий Дворкович, на совещании у главы государства было принято "принципиальное решение" о дальнейшем снижении налоговой нагрузки в нефтяной отрасли. По его словам, "второй налоговый пакет" для нефтяной отрасли может быть принят уже до конца текущего года.

Напомним, что первый "налоговый пакет" для российской нефтянки предполагает повышение с 2009 г. необлагаемого минимума при расчете налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с $9 до $15 за баррель. Считается, что эти меры позволят нефтяникам экономить до 100 млрд руб. в год.

Впрочем, несмотря на моральную готовность правительства идти навстречу нефтяникам, практическая сторона и детали этого "принципиального решения" до конца не ясны. В начале сентября этого года Минэнерго озвучило желаемые параметры "второго налогового пакета", предполагающего общее снижение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль в среднем на 400 млрд руб. в год.

Документ предусматривает повышение необлагаемого минимума цены нефти при расчете НДПИ с $15 (гарантируемых первым "пакетом") до $25 за баррель, а также увеличение амортизационной премии по налогу на прибыль с 10% до 30% и снижение акцизов на нефтепродукты. Однако в ответ на это Минфин в лице заместителя министра финансов Сергея Шаталова поспешил заявить, что из всего предложенного готов согласиться лишь на сближение ставок экспортных пошлин по темным и светлым нефтепродуктам.

"Позиция Минфина проста, - поясняет заместитель директора Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам, начальник Управления по работе с ТЭК Ханты-Мансийского автономного округа Югра Владимир Коркунов. - Пора бюджетного благоденствия заканчивается, перед бюджетом стоят архисерьезнейшие задачи по очередному кардинальному реформированию систем здравоохранения и пенсионного обеспечения, и в этой связи финансисты не видят возможности для дальнейшего снижения налогов".

Однако в свете последних событий есть основания полагать, что Минфину все же придется пойти на послабления. Весь вопрос в их сути и масштабах. Здесь, похоже, ничего особо нового нефтяников не ждет. "В основном, обсуждается изменение двух налогов НДПИ и НДС, причем Кудрин настаивает на том, чтобы сохранялась формула, которая связывает НДПИ с мировой ценой на нефть, - считает генеральный директор аналитического центра ИнфоТЭК Терминал Рустам Танкаев. - Предлагается лишь несколько снизить ставку, то есть смягчить всю эту формулу. Но при этом связь цены на нефтепродукты на внутреннем рынке с ценой на нефть на мировом рынке у нас по-прежнему сохранится".

Очевидно, что даже в нынешнем "экстренном" случае финансовые власти не готовы идти на серьезные уступки нефтяникам. Между тем ни для кого не секрет, что в последние годы в российской нефтегазовой отрасли сложилась устойчивая тенденция к снижению добычи. Главной причиной этого нефтяники и эксперты в один голос называют излишне жесткую систему налогообложения.

"Нынешняя система налогообложения нефтегазового комплекса для него убийственна. То налогообложение, которое есть сейчас, ведет к снижению добычи нефти в стране - сетует Рустам Танкаев. - В нашем центре создана специальная экономико-математическая модель, которая показывает буквально потрясающие вещи. Так, например, выясняется, что максимальную прибыль нефтяные компании получают при цене в $90 за баррель. Это чистая прибыль, с учетом всех налогов и составляет она в среднем 2,5 тыс. руб. на тонну. Но когда цена на нефть на мировом рынке поднимается уже до $130 за баррель, как это было летом, то прибыль компании, вместо того чтобы расти, падает до 1,8 тыс. рублей".

Не менее серьезной проблемой становится сегодня и недостаточная гибкость налоговой политики, исключающая возможность стимулирования рационального использования месторождений с различными условиями залегания и разной себестоимостью добычи. Последствия такой политики крайне печальны - это неизбежное сокращение производства нефти и газа и, как следствие, снижение налоговых отчислений в бюджет.

Наиболее наглядно эти проблемы можно наблюдать на примере крупнейшего нефтедобывающего региона страны - Ханты-Мансийского автономного округа Югра. "Нефтедобывающей промышленности Югры нужна продуманная налоговая политика, с одной стороны изымающая сверхдоходы при разработке высокорентабельных запасов, с другой - позволяющая эффективно разрабатывать месторождения на начальной и завершающей стадиях эксплуатации, месторождения с низкими горно-геологическими параметрами, - считает Владимир Коркунов. - Без этого уже в ближайшее время возможно снижение добычи на месторождениях Югры, и за счет каких источников в этом случае Минфин России будет решать стоящие перед ним социальные задачи - большой вопрос".

Соглашается с этой точкой зрения и Рустам Танкаев. "В ХМАО есть месторождения, которые могут давать дополнительную нефть. Это где-то около 20 млн т в год. Вот столько нефти мы теряем из-за нынешней плоской налоговой шкалы, из-за отсутствия льгот для трудноизвлекаемых запасов", - сетует эксперт.

Итак, по словам Аркадия Дворковича, "принципиальное решение" по налогообложению нефтяной отрасли все-таки принято. Правда, каковы его подробности и в чем собственно состоит его "принципиальность", пока до конца не известно. Не исключено, что, как полагают эксперты, она ограничивается лишь подрезанием ставок НДС и повышением необлагаемого минимума по НДПИ. Это, конечно, облегчит положение нефтяников, но вряд ли позволит достигнуть главной цели - остановить падение добычи.

Выбор читателей