Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: Lu Jinbo/Xinhua/globallookpress |
Начнем с глобальных выгод. В геополитической ценности Крымского полуострова сомнений нет никаких: на протяжении многих веков он позволял владеющей им державе контролировать Черное море и весь окружающий его регион. Уверенность в сохранении севастопольской военно-морской базы (уже не на условиях аренды у другого государства) позволит России модернизировать и усилить Черноморский флот, превратив его из исторической реликвии стратегически важным соединением. Не говоря уже об экономии средств, которые пришлось бы вкладывать в расширение альтернативной базы в Новороссийске (кстати, далеко не лучшем месте для размещения подобного объекта).
С чисто экономической точки зрения Крым – довольно важный региональный транспортный перекресток: испокон веков через него проходили торговые маршруты между Европой и Азией. Сегодня он тоже может играть роль транспортного узла. Кроме того, шельф полуострова содержит определенные (конечно, скромные по российским меркам) запасы углеводородов. Здесь замечательные возможности для развития сельского хозяйства: растет буквально все, если наладить систему мелиорации. Но главное хозяйственное достоинство полуострова – его рекреационный потенциал: целебное сочетание морского, горного и степного воздуха, дружелюбное море, исторические достопримечательности. Если к этому прибавить то, что на днях обещал Дмитрий Медведев – статус особой экономической зоны – процветание двух новых российских регионов практически обеспечено.
Возвращение Крыма создало чрезвычайно важный прецедент: Россия начала собирать земли после длительного периода их утраты. Причем это происходит в условиях, когда на западе от ее границ активно расширяется "либеральная империя" под названием Евросоюз. Он весьма агрессивно навязывает в своих новых владениях собственные законы, экономические модели (нередко разрушающие весь местный уклад) и нравственно-культурные установки (далеко не бесспорные). ЕС, расширяясь, уже давно вторгся на нашу "цивилизационную территорию". И крымский прецедент показал, что существует альтернатива вступлению в Евросоюз для отдельно взятого региона. Именно поэтому прозападные силы на Украине пришли в такую ярость, а в Европе, похоже, политики отныне будут бояться народного волеизъявления.
Чем же грозит России это прецедент? США и ЕС ввели персональные санкции в отношении ряда российских политиков и бизнесменов. Те только посмеялись. Для банка "Россия" введенные ограничения вообще стали настоящей промоакцией. Да, теоретически список "мишеней" может быть расширен, и почва тут благодатная. По оценкам экспертов, активы россиян за пределами страны составляют $1,3 – 1,55 трлн, еще $750 млрд – инвестиции российских компаний. Государственные активы за рубежом (международные резервы, акции, недвижимость) – еще порядка $1 триллиона. Но именно масштаб этих средств не позволяет их тронуть: это была бы уже слишком серьезная игра. Так недолго спровоцировать и кризис доллара, и обвал рынков (фондового, недвижимости), и, наконец, ответные меры России – она тоже может заморозить многомиллиардные инвестиции зарубежных компаний.
Да, США запретили экспорт в РФ товаров двойного назначения, но ничего незаменимого среди них нет. Даже если представить себе, что США запретят поставку всех высокотехнологичных товаров, это будет не смертельно, поскольку практически все то же самое можно купить в Китае. Да, Visa и MasterCard могут устроить неприятности российским держателям денег на "пластике". Но эта проблема решается довольно быстро: в течение года должна быть создана национальная платежная система (Путин уже обсудил этот проект с главой Сбербанка Германом Грефом). Да, могут быть понижены различные рейтинги России (кредитный, инвестиционный и тому подобные). Но и это терпимо: серьезных партнеров рейтингами не испугаешь.
Более коварными станут негласные санкции, а именно – давление Брюсселя и Вашингтона на западный бизнес, с тем чтобы инвесторы, торговые партнеры и банки сворачивали свои дела с Россией. Иногда это чисто политическое давление, иногда – административное: различные проверки, дополнительные требования.
Однако усилившаяся в последние годы взаимозависимость экономик России и Запада уже такова, что любые санкции против нас автоматически ударят и по Европе, да и по всему миру. Лучше всего это понимают зарубежные деловые круги – именно они выступают наиболее последовательными противниками санкций и стремятся образумить свои правительства. Отказаться от идеи санкций призывают такие авторитетные предпринимательские объединения, как Восточный комитет германской экономики, Германо-российская внешнеторговая палата, Американо-российский деловой совет, а также гиганты вроде PepsiCo, General Electric, Ford, Boeing, RWE, E.ON, ENI и другие.
И если для американской экономики Россия имеет все же второ- и третьестепенное значение, то для Европы она – один из важнейших рынков и самый доступный кладезь ресурсов, опора на который может сделать ЕС самым мощным игроком мировой арены. Именно поэтому Соединенным Штатам выгодно ссорить Евросоюз с Россией, и это неплохо удается. Доходит до абсурда: о необходимости санкций всерьез рассуждают страны, полностью зависящие от поставок российских энергоресурсов – вроде республик Прибалтики. Да и в целом энергосистема ЕС зависит от российского газа и нефти более чем на четверть. Можно ли в этих условиях ссориться с Москвой? В одночасье найти "на стороне" такие объемы энергоресурсов (да еще по более-менее приемлемым ценам) – нереально.
Именно поэтому можно с уверенностью утверждать, что санкции ЕС и США в отношении России – это по большей части блеф или глупость. А Крым, в целом, – хорошее и вполне безопасное приобретение.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности