Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В элементах корпуса и защиты новейших образцов российской бронетехники, таких как танк "Армата", легкие бронированные машины "Бумеранг" и "Курганец" будет применяться ультравысокопрочная стальная броня марки "44С-Cв-Ш".
Фото: ОАО "НИИ стали"
Для отечественной оборонки новая разработка является настоящим технологическим прорывом, ведь проблема создания легких броневых сталей чуть не была окончательно погребена в небытие в начале 90-х годов из-за недостатка финансирования. Новая марка была создана в инициативном порядке, благодаря личному энтузиазму разработчиков. По словам одного из авторов изобретения, главного металлурга НИИ Стали Сергея Гладышева, задачу удалось решить за счет применения сбалансированного химического состава и отработки технологических режимов на всех этапах производств новой стали.
В какой-то мере, за появление этого сверхпрочного, принципиального важного для военной техники металла нужно благодарить введенные против России санкции. Дело в том, что долгое время материалы для легкой колесной бронетехники поступали из Германии, Китая, Индии и Израиля. После того, как каналы поставок были обрублены, российская оборонка вообще могла остаться без них, а это значит, что современные колесные вездеходы, такие как "Тигр", новые модификации бронетранспортеров (БТР) и боевых машин пехоты (БМП) просто не появились бы. Современная концепция проектирования боевой техники предусматривает, что броневая сталь не только выполняет защитную функцию наиболее важных узлов машины, но и выполняет роль в качестве основного материала конструкции. Такой подход позволяет значительно снизить общий вес при сохранении необходимого уровня пулестойкости.
Применение высокопрочных сталей имеет свои подводные камни. Так, одной из главных проблем является сварка элементов конструкции. Например, шведская броня марки "Armox Advance" заметно теряет свои защитные качества при нагревании свыше ста градусов Цельсия. Это значит, что элементы такой защиты могут применяться только как пластины средневекового доспеха, которые прикрепили к менее прочному основанию. Такая схема очень уязвима при интенсивном обстреле. Попадания пуль и осколков в пластины создают многочисленные трещины, которые снижают общую прочность конструкции. Т.е. если одно-два попадания такая броня держит нормально, то дальше она может просто начать крошиться. Можно, конечно, использовать сменные блоки и каждый раз после боя менять поврежденные и вышедшие из строя элементы на новые. Однако это накладно для военного бюджета – производство высокопрочной брони обходится недешево, чтобы разбрасываться ей как одноразовыми контейнерами гранатометов после выстрела. Еще одна проблема – применение кумулятивных боеприпасов, действие которых высокопрочная броня хоть и снижает, но не сильно. После встречи такого снаряда с броней энергия взрыва концентрируется на очень небольшой площади, а скорость кумулятивной струи достигает космических значений. Перед таким колоссальным давлением пасует практически любая броня. Снижение проникающего действия кумулятивных боеприпасов достигается за счет применения дополнительной динамической защиты из достаточно дешевых в производстве материалов, а использовать для этой цели дорогие сплавы нет смысла.
Таким образом, лучше всего высокопрочная броня проявила бы себя, если из такого материала изготовить весь корпус бронетехники, который можно было бы усилить дополнительными съемными элементами. Но как решить проблемы сварки? В случае несоблюдения технологического процесса, техника может рассыпаться буквально на ходу. Недавно на Украине прошли испытания бронеавтомобиля "Дозор", корпус которого был изготовлен из польской броневой стали Armstal 500. В ходе испытаний материал дал многочисленные трещины в районе сварных швов. В НИИ Стали нашли решение проблемы. По информации предприятия, шов варится не целиком, а небольшими последовательными шагами. Каждый последующий шаг сварки начинается с места, расположенного на полшага назад. Т.е. второй проход сварочного шва делается на области, которая прогрета первым проходом и еще не успела остыть. В то же время основной металл при таком режиме не успевает нагреться до критической температуры.
Новая сталь марки "44С-Cв-Ш" для перспективной российской бронетехники будет применяться широко. В ходе баллистических испытаний подтвердились свойства защитного материала – пластина "44С-Cв-Ш" уверенно держит попадания бронебойных снарядов калибром до 30 миллиметров. За счет того, что весь корпус машины будет изготовлен из высокопрочной стали удастся обеспечить одинаковый уровень защиты во всех плоскостях.
Отдельная тема – разработка компонентов и материалов керамических элементов защиты. Над этой проблемой тоже работают в НИИ Стали в тесной кооперации с другими предприятиями военно-промышленного комплекса. Применение керамических и полимерных материалов позволяет еще больше снизить вес конструкции и освободить его для установки дополнительного вооружения или мест для десанта.
Однако, и тут есть свои нюансы. Изготавливать элементы большой площади из керамики сложно – при попадании пуль в стыки, они неизбежно будут крошиться, а вот использовать их в качестве дополнительного усиления слоев комбинированной брони вполне возможно. Сегодня в России применяются технологии по производству защитных элементов на основе корунда, карбида кремния и карбида бора, которые обеспечивают высокую степень защиты при небольшом весе и относительно низкой стоимости производства.
Ситуация может еще больше обостриться