Нужен ли Чернобылю второй саркофаг?

        Специалисты из России и Украины ставят под сомнение целесообразность строительства второго саркофага для защиты разрушенного реактора Чернобыля.
        В документальном фильме об аварии реактора в 1986 г., показанном немецким телеканалом ZDF, эксперты объясняли, что официальные правительственные данные о последствиях чернобыльской катастрофы сфальсифицированы. Кроме того, данным о разрушительных последствиях аварии для здоровья населения не придается должного значения - причем, не только российской стороной, но и западными организациями и чиновниками.
        Берлинское Министерство окружающей среды высказало свою точку зрения, посчитав, что такие утверждения несерьезны. Там полагают, что новый саркофаг необходим, т.к. почти все ядерное топливо все еще находится в первом дефектном саркофаге.
        Фильм опирается, прежде всего, на результаты исследования Константина Чечерова - физика из известного московского атомного института имени Курчатова, который до 1996 г. был членом российской комиссии по расследованию причин аварии на Чернобыльской АЭС, а сегодня продолжает работать в том же институте. Чечеров заявил, что в 1986 г. последовал не только выброс в окружающую среду 3% радиоактивного топлива из реактора, но и произошел взрыв в самом реакторе. При этом испарились около 95% из 200 т урана и плутония.
        Чечеров с июня 1986 г. около тысячи раз приезжал в Чернобыль, результаты его исследований изложены в более чем ста публикациях. "Реактор не представляет никакой опасности для Западной Европы, - говорит он. - Второй саркофаг не нужен".
        Владимир Усатенко, консультант украинского парламента по вопросам Чернобыля, в фильме, показанном ZDF, назвал западную помощь в возведении второго саркофага "денежной машиной"; лишь малая толика средств использовалась по назначению. Он сказал, что Европа только за период до 1995 г. выделила на эти цели около $565 млн, но только 30% расходов подтверждено документально.
        Российские же институты и западные организации с 1986 г. утверждают, что 96% высокорадиоактивного ядерного топлива находится под саркофагом.
        "Западные эксперты никогда не были внутри саркофага и провели собственные измерения", - говорит Валентин Купный, бывший начальник Чернобыльского объекта "Укрытие". Данные, которые утверждены советским политбюро в мае 1986 г., все время переписываются, утверждает он.
        В федеральном Министерстве окружающей среды исходят из корректности российских данных.
        Берлинский физик и президент Общества по защите от облучения (GFS) Себастьян Пфлугбайль считает, что западные эксперты побоялись признать, что ядро реактора, вероятно, не только расплавилось, но и полностью взорвалось: "Это имело бы последствия и для западной концепции безопасности".

Новости партнеров

Выбор читателей