Режиссер Леонид Трушкин поставил легкую и ироничную пьесу Григория Горина и назвал спектакль "Шалопаи, или Кин IV". Полностью оправдывая название, актеры забавляются и дурачатся на потеху зрителям
Монтировщики и осветители разгуливают по сцене театра имени Вахтангова, проверяют декорации, микрофоны, слушают музыку на раздолбанном "Грюндиге". Меж тем зрители собираются в зале: деловито расхаживают по партеру, суетятся на галерке, величественно вносят себя в директорскую ложу. Свет и не думает гаснуть. Зато на авансцену выбегает возмущенный суфлер (Владимир Долинский) и начинает сыпать извинениями перед почтеннейшей публикой за такое безобразие, творящееся в театре, попутно спрашивая зрителей, почем билеты брали и умоляя отключить мобильники.
Впрочем, чего еще ждать от спектакля, где в названии встречается слово "шалопаи". Только озорства и чудачества. Уж этого в новой постановке Леонида Трушкина, режиссера Театра Антона Чехова, полным-полно. Во-первых, Валерий Золотухин, который, оказывается, все это время сидел на сцене, накрытый пледом, признается, что решил сыграть роль знаменитого английского актера Эдмунда Кина, поддавшись уговорам. Во-вторых, суфлер просит не судить строго, мол, антреприза, чего ж с нас, бедных комедиантов, взять. Публика благосклонно улыбается. Начало первого акта.
Театр в театре: декорации – это зрительный зал и ложи бенуара. Актеры играют актеров. Эдмунд Кин в исполнении Золотухина серьезен и мудр. Не чета принцу Уэльскому (Виталий Соломин), который уморительно кривляется, пытаясь подражать великому лицедею. Вертлявый наследник престола ведет себя совсем не царственно: отбивает у Кина подружек, притаскивает в гримерку оленьи рога, прозрачно намекая другу на свои победы, глотает херес из фляги. Однако увести самую большую любовь Кина принцу не удается. Впрочем, и самому актеру завоевать неприступную жену датского посланника (Вера Глаголева) не по силам. Вместо холодной королевы светских раутов Кин отдает предпочтение молоденькой актрисе, жертве мезальянса, которая сбегает от престарелого жениха и прячется в театре.
Отрекаясь от любви, Кин еще не знает, что милое дарование через несколько лет превратится в мегеру, чувства исчезнут, оставив на прощание мальчугана с таким же неуемным характером, что и у папаши. Принц Уэльский станет королем Георгом IV, прекратит бегать по театрам и пить с актерами, остепенится, будет править империей, как велят традиции и закон. Жизнь преподнесет королю неприятные сюрпризы в виде унизительной кишечной болезни и смерти не на поле брани, а на ночном горшке. Но перед уходом из жизни Георг IV все же увидится с другом своей бесшабашной юности. Кин приходит к нему в одеянии монаха, чтобы исповедовать короля. Естественно, священнодействие превращается в веселую попойку. Ни королю, ни его шуту уже терять нечего.
Кажется, что играть персонажей горинской пьесы для актеров одно удовольствие. Сами бы посмеялись над его остроумными фразами, да надо быть в образе, держать фасон. И все равно, Соломин упоительно играет короля-простака, корча забавные гримасы и прыгая по сцене, словно не ему совсем недавно справляли очень круглый юбилей. Владимир Долинский в роли суфлера, костюмера и всех остальных персонажей, которые появляются на сцене ради пары реплик, – несомненная находка для этого спектакля. Пара Золотухин – Глаголева вносит в постановку чувственную любовную интригу. Впрочем, Горин расслабиться не дает: беззаботная легкость его повествований плавно перетекает в философскую грусть, а за смешным всегда кроется мудрость размышлений серьезного автора. Дурашливость героев скрывает горечь несбывшихся надежд, несовершённых поступков, запоздалых раскаяний.
И как жаль, что к финальным словам: "Английский король Георг IV умер 1830 году от кишечного заболевания. Похоронен в Лондоне, в Вестминстерском аббатстве. Спустя три года Эдмунд Кин упал замертво на сцене театра Друри-Лейн в спектакле "Отелло". Похоронен на кладбище предместья в Ричмонде..." режиссер Леонид Трушкин добавил и такую фразу: "Автор пьесы Григорий Горин умер от сердечного приступа в 2000 году. Похоронен в Москве".