С просьбой прокомментировать сложившуюся в Красноярском крае ситуацию "Yтро" обратилось к депутату Александру Клюкину, представляющему этот регион в Государственной думе.
"За 4 года правления господина Лебедя в Красноярском крае он натворил столько бед, что мне трудно вспомнить что-то положительное, – говорит Александр Клюкин. Единственное, за что Александра Лебедя можно было похвалить, это то, что до сего момента он ни разу не поругался с Норильской горной компанией, главным донором региона. Я всегда объяснял своим избирателям, что такая политика компромиссов дает возможность Красноярскому краю находиться на общем фоне России в более-менее хорошем положении. Сегодня же Лебедь привел нас к конфликту с Норильским промрайоном".
Александр Клюкин считает, что упомянутая "политика компромиссов" на поверку оказалась половинчатой, поверхностной. "Было видно, что губернатор пытается заигрывать с руководством Норильской горной компании, пытается понравиться. Но согласитесь – не может губернатор такого региона зависеть от менеджмента одной, путь и большой, компании. Почему Лебедь вел политику только на одно предприятие? Почему он три раза в месяц ездил в Норильск порыбачить, поохотиться, сходить здесь в театр? Все Дни металлурга он отмечал только в Норильске, там же отпраздновал свою серебряную свадьбу. Лебедь понимал, что рядом с богатым быть проще. Но проблему взаимоотношений Красноярского края и Таймыра все это не решало".
Александру Клюкину, избранному в Красноярском крае, не совсем удобно защищать Таймыр, чье стремление дистанцироваться от "краевой подчиненности" сулит бюджету всего региона большую финансовую дыру. Однако, говорит депутат, он не может осуждать таймырских депутатов, видя, как администрация края основательно забросила другие промышленные предприятия региона, "присосавшись" к одной лишь Норильской горной компании. Клюкин уверен, что красноярцы "относятся к этой проблеме однозначно. Все понимают, что за счет одного предприятия жить нельзя".
Главная угроза, по его мнению, заключает в том, что "Норильск может уйти на Таймыр". Людям, не посвященным в перипетии нынешнего политического расклада в регионе, эта фраза может показаться довольно загадочной. Между тем вся эта загадочность зиждется на противоречивой интерпретации различных законов, регулирующих статус города. В то время как власти края, потрясая документами аж 1953 года, убеждают всех, что Норильск – город краевого подчинения, сами норильчане считают эти претензии нарушением федерального законодательства и грозятся обратиться в Конституционный суд. Все идет к тому, что именно его решение поставит точку в вопросе о статусе богатого, и потому такого желанного города. Александр Клюкин: "Сейчас норильчане однозначно хотят, чтобы их город получил статус столицы Таймырского автономного округа (в настоящий момент столицей является Дудинка – ред.) и жил бы в составе субъекта федерации по федеральным законам, отчисляя деньги не в край, а в Москву". Депутат обеспокоен этой ситуацией: возможный "уход Норильска на Таймыр" грозит обернуться для Красноярского края значительным оскудением казны, а следовательно, растущими проблемами с выплатами зарплат и пенсий: "Если такое произойдет, красноярцы получат дырку от бублика. Я с горечью это констатирую".
Примечательно, что норильчане, по словам Клюкина, считают себя больше москвичами и питерцами, чем красноярцами – следствие многолетней подозрительности в отношениях с соседями. И последние шаги краевого руководства, считает Клюкин, "просто провоцируют норильчан на исход". "Норильчане ведь обратятся куда угодно: и в КС, и в ГД, и в СФ, и к президенту – и докажут везде, включая Минфин и Минэкономики, что их новый статус будет выгоден государству. Но вот будет ли это выгодно краю? Я уверен, что нет".